Должна ли УК заключать договор с энергоснабжающей организацией?

Должна ли УК заключать договор с энергоснабжающей организацией?

Чтобы обеспечить бесперебойную и надежную поставку в дом разнообразных коммунальных услуг, важных для жизнедеятельности граждан, между собственниками и организацией, которая обеспечивает снабжение ресурсами, заключается договор.

В данной статье мы расскажем о заключении договора по энергоснабжению. Договор такого типа заключается между управляющей компанией дома, объединением собственников и организациями, занимающимися поставкой коммунальных ресурсов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что такое договор энергоснабжения

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, договор энергоснабжения считается одним из видов договоров купли-продажи. В нем дается пояснение всем аспектам взаимоотношений между управляющей компанией и поставщиками электроэнергии, тепла и газа. Для того чтобы договориться о поставке каждого отдельного ресурса, создается отдельный договор.

Потребители разных ресурсов и объектов торговли могут получать их, как один из вариантов доставки, посредством присоединенной сети. Например, нефтересурсы и сопутствующие им товары потребитель может получить в цистернах, если это нефть, или в баллонах, если это газ.

В данном случае отношения между потребителями и поставщиками должны происходить в соответствии с заключенным между ними договором о поставке ресурса или составленного договора купли-продажи.

Если говорить конкретно о договоре энергоснабжения, то при его составлении оговариваются все аспекты по поставке конкретного ресурса – энергии. Договор подразумевает наличие определенных правил, с учетом особенностей поставки данного ресурса через присоединенную сеть.

Договором энергоснабжения закрепляются отношения по снабжению потребителей данным ресурсом через присоединенную сеть. Речи о поставках других товаров или ресурсов в этом конкретном договоре не идет (п. 1 ст. 539 ГК).

Правоотношения, оговариваемые в договоре энергоснабжения, могут быть связаны только с поставкой электричества и тепловой энергии через присоединенную сеть. Если же говорить о поставке газа, нефти водных ресурсов или любых других объектов через присоединенную сеть, то об этих условиях в договоре энергоснабжения не упоминается. Так как перечисленные объекты к рассматриваемому в статье договору не имеют никакого отношения.

Само собой разумеется, что все аспекты по поставке других ресурсов, например, газа, должны быть юридически подтверждены в договоре о поставке именно газа, но никак не электрической или тепловой энергии.

Управляющая компания отказывается заключать договор.

Куда жаловаться на бездействие управляющей компании, читайте тут.

Изучая договор энергоснабжения, мы видим, что по своей сути он содержит информацию о сторонах правоотношений и их обязательствах друг перед другом. В нем обязательно указывается наличие субъекта, который будет потреблять поставленную энергию, имеется в виду конкретный собственник, на адрес которого ресурсоснабжающая организация поставляет электроэнергию (п. 1 ст. 539 ГК).

Следует отметить, что кроме того договора, который поставщик заключает с потребителем энергии, существуют и другие договора. Имеются в виду договоры, которые заключаются между различными энергосистемами и организациями, занимающимися производством электроэнергии.

Эти договоры касаются не конкретной поставки энергии потребителю, а закрепляют на правовом уровне взаимоотношения между энергосистемами и блок-станциями на переток электроэнергии.

Критерии составления договора энергоснабжения

Если в заключенном между поставщиком энергии и потребителем ресурса договоре оговорены обязательства компании-поставщика по поставке абоненту энергии посредством присоединенной сети и обязательства потребителя по своевременной оплате принятой энергии, то можно считать данный договор действительным.

Кроме всего перечисленного, в договор вносятся обязательства потребителя по соблюдению им режима потребления энергии, обеспечению безопасного использования энергосетей и технической исправности электроприборов (ст. 539 ГК).

В соответствии с законом, договор энергоснабжения принято считать взаимным, возмездным и общественным. Данный юридически оформленный документ всегда заключается двумя сторонами (ст. 426 ГК).

Основные условия, рассматриваемые в договоре энергоснабжения:

  • в каком объеме поставляется энергия, каково ее качество;
  • в каких временных границах идет поставка;
  • стоимость услуги по поставке энергии потребителю;
  • требования по безопасному использованию энергосетей, оборудования и электроприборов.

Любой коммунальный ресурс, поставляемый потребителям, имеет свои конкретные, не схожие ни с чем, свойства. Если говорить о конкретно рассматриваемом ресурсе, то энергия имеет достаточно специфические свойства, благодаря которым способна участвовать в произведении полезной работы. Она обеспечивает возможность выполнения технологических операций, а также способствует развитию любой деятельности, в том числе и предпринимательской.

Особые физические свойства энергии приводят к тому, что обязательства по договору энергоснабжения со стороны потребителя и поставщика также особенные, не схожие с другими. В данном случае имеется в виду:

  • обнаружение наличия энергии в ее потреблении;
  • возможность определить присутствие электричества в энергосистеме только с помощью специально предназначенных для этих целей приборов;
  • соблюдение требуемых мер по безопасной поставке и потреблению энергии.

В наше время, благодаря современным техническим устройствам для производства, передачи и потребления энергии, появилась возможность быть вовлеченным в процесс оборота энергии.

Энергия, по своей сути, такой ресурс, который трудно накапливать в одном определенном месте. На данный момент развитие технического прогресса не достигло разрешения данной проблемы.

При поставке энергии потребителю, поставщик обязан очень серьезно реагировать на колебания количества потребляемой клиентами энергии в конкретный период. Нельзя оставлять без внимания зависимость количества и качества подаваемой энергии от действий одних потребителей по отношению к другим.

Среди основных признаков договора поставки ресурса нет учета особых свойств товара. А так как мы уже ранее говорили, что энергия сама по себе ресурс, обладающий специфическими свойствами, то договором на ее поставку может быть только договор о купле-продаже.

Как отмечалось ранее, договор энергоснабжения заключается между двумя сторонами. То есть, для его заключения необходимы две организации или их представители, которыми с одной стороны являются потребители или абоненты энергии.

Другой стороной договора выступает организация, которая занимается поставкой энергии потребителю. Чаще всего поставщиком является коммерческая организация, производящая самостоятельно или закупающая энергию и доставляющая ее потребителю. Потребителями энергии могут быть как физические, так и юридические лица.

Поставляющая энергию организация может дать согласие на передачу поставленного ресурса еще одному абоненту. Такой момент обязательно оговаривается при заключении договора энергосбережения. То есть в цепи поставщик-потребитель появляется еще одно звено – субабонент (ст. 545 ГК).

Потребитель, который по согласованию сторон подключен к электросети абонента, получающего энергию от энергоснабжающей организации, считается субабонентом.

При рассмотрении таких взаимоотношений стоит отметить, что они состоят из двух договоров. Один из них – договор энергоснабжения – заключается между потребителем и поставщиком энергии, а второй – договор на пользование электроэнергией – заключается уже между потребителем и субабонентом. Стоит отметить, что такая схема намного сложнее.

В данной ситуации, хоть и существует еще и субабонент, все обязательства перед поставщиками энергии берет на себя непосредственно абонент, указанный в договоре энергосбережения.

Для субабонента снабжающей организацией выступает абонент. В случае нарушения режима поставки, качества и количества энергии, ответственность перед субабонентом несет непосредственный потребитель. Хотя если стороны, заключающие договора, придут к общему мнению, они могут вносить в договора изменения по поводу обязательств друг перед другом.

Потребителями энергии могут быть как юридические, так и физические лица. В случае заключения договора с физическим лицом, энергопоставляющая организация может упростить порядок его заключения. Для признания договора законным, необходимо произвести первое подключение потребителя к уже существующей присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК).

Согласно ст. 428 ГК, договором присоединения считается договор, который составлен между организацией, занимающейся поставками энергии, и физическим лицом. Когда стороны занимаются подписанием договора, они не оговаривают сроки его действия.

В том случае, если договор составляется между поставщиком энергии и другим юридическим лицом, требуется подтверждение наличия у второй стороны договора энергопринимающего устройства, соответствующего всем техническим нормам. Также юридическое лицо подтверждает свою возможность вести учет потребляемой энергии (п. 2 ст. 539 ГК).

Все перечисленные условия, необходимые для заключения договора, называются техническими предпосылками.

Договор между энергоснабжающей организацией и абонентом не может быть заключен при отсутствии у последнего энергоустановки или в том случае, когда она находится в неисправном состоянии.

Невозможно заключить договор в том случае, когда у потребителя отсутствует прибор для учета количества потребленной электроэнергии. При этом организация, поставляющая электрическую энергию, обязана рассматривать все обращения по поводу заключения с ней договоров (ст. 426 ГК).

Управляющая компания не заключает договор энергоснабжения

Управляющая компания обязана заключать договора с организациями, занимающимися поставкой ресурсов. Если она не выполняет такое действие, то должна сама производить коммунальные услуги, необходимые потребителю (подпункт «в» п. 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Полноценным поставщиком всех видов коммунальных услуг является управляющая компания. В ее обязанности входит подписание договора по поставке электрической энергии и всех остальных необходимых ресурсов.

В соответствии с законодательными документами и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», объединения собственников жилья, жилищные кооперативы, а также другие различные потребительские кооперативы и управляющие компании являются основными пользователями услуг и товаров, поставляемых коммунальными организациями.

Именно они приобретают энергию для передачи ее лицам, проживающим в данных жилых зданиях, многоквартирных домах. Также энергию могут приобретать сами собственники помещений, которые управляют многоквартирным домом самостоятельно.

Договор энергосбережения является возмездным правовым документом. Именно организация, управляющая домом, берет на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, и она же является ответственной перед поставщиком за своевременную оплату владельцами помещений потребленной энергии.

Управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, занимается начислением оплаты за потребленную энергию. Также она принимает от населения оплату за все виды коммунальных услуг, предоставленных жильцам дома.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Договор энергоснабжения, право или обязанность управляющей организации

Соловьенко Максим Александрович, главный специалист 1 разряда экспертного отдела управления жизнеобеспечения администрации Уссурийского городского округа Приморского края, советник муниципальной службы 3 класса.

Вот уже более трех лет в Российской Федерации действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Отношение к положениям, содержащимся в Правилах, как у правоприменителей, так и у простых граждан, получателей коммунальных услуг, неоднозначно. Возникает множество вопросов, касающихся порядка, объемов, качества предоставляемых услуг, отношений между управляющими организациями и поставщиками коммунальных услуг, положения управляющих организаций как планово-убыточных предприятий, вынужденных из своего кармана рассчитываться перед ресурсоснабжающими предприятиями за граждан-неплательщиков. Возникшие и не разрешенные в течение срока действия Правил вопросы ведут к тому, что в настоящее время начата и активно ведется работа над новыми Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам взамен действующих.

Одним из проблемных стал вопрос регулирования отношений между ресурсоснабжающими предприятиями, управляющими организациями и получателями коммунальных услуг в части заключения договоров на поставку гражданам, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, коммунальных услуг. Отчасти это связано с несогласованностью нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Так, согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также письму Минрегионразвития РФ от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 «О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах», уполномоченному пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. Таким образом, отношения между собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, собственники которого выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, и исполнителем в части предоставления коммунальных услуг регулируются договором управления многоквартирным домом, заключаемым каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией.

Читать еще:  Договор на оказание услуг с физическим лицом: образец скачать бесплатно

В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определено, что «исполнитель — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация определена как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307», когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления коммунальной услуги — электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Фактически Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исключают возможность заключения прямых договоров на поставку электроэнергии между гражданином и ресурсоснабжающей организацией.

С данным выводом можно не согласиться, сославшись на статью 539 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии». Данное положение полностью исключает участие управляющей организации в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и гражданином — потребителем поставляемой энергии.

Но Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 вступает в конфликт с другим нормативным актом — Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

В соответствии с письмом Минрегионразвития РФ от 29.11.2007 N 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» исполнитель обязан заключить с ресурсоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения, который не должен противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в частности пунктам 3 — 6 (в части определения сторон отношений по предоставлению коммунальных услуг и состава коммунальных услуг, за которые перед потребителями отвечает исполнитель, а не ресурсоснабжающая организация), а также пункту 38 (в части внесения платы за коммунальные услуги только на указанный в платежном документе банковский счет исполнителя).

Однако пункт 90 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» определяет, что «договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии».

Одним из аргументов в пользу того, что необходимо исключить возможность заключения прямых договоров между ресурсоснабжающими предприятиями и гражданами — получателями коммунальной услуги является письмо Минрегионразвития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги», согласно которому количество электрической энергии, подаваемой для работы приборов освещения помещений общего пользования и электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Ресурсоснабжающая организация не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» входит электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, категорически исключают, а Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006, допускают возможность получения ресурсоснабжающей организацией платы за пользование поставленной коммунальной услугой в виде электроснабжения напрямую от гражданина, минуя управляющую организацию.

Несколько определеннее сложилась обстановка по вопросу снабжения граждан товарами и услугами организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Так, пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определяет, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

  • в многоквартирных домах — товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме;
  • непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
  • в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.

Таким образом, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» полностью исключает возможность заключения прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями в случаях, когда собственники помещений многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управляющую организацию или товарищество собственников жилья.

Однако не стоит забывать о вышеуказанных положениях статьи 539 Гражданского кодекса РФ, которые фактически исключают управляющую организацию из правоотношений, касающихся снабжения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома коммунальными услугами.

Возможным выходом из сложившейся ситуации станет то, что правоприменители Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, будут использовать как иные правовые акты, речь о которых идет в части 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, согласно которой к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила энергоснабжения применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

К сожалению, больше всего во всей этой ситуации страдают собственники и наниматели жилых помещений. Управляющие организации, стараясь уйти от обязанности заключать договоры с ресурсоснабжающими предприятиями, дабы потом не нести перед ними ответственность за недополученные платежи, пытаются доказать, что между ресурсоснабжающими предприятиями и гражданами должны быть заключены прямые договоры, ресурсоснабжающие предприятия приостанавливают подачу коммунальных ресурсов, ссылаясь на то, что у них отсутствуют заключенные с управляющими организациями договоры энергоснабжения. Споры переходят в суды, а в квартирах отсутствуют вода, свет и тепло.

В заключение хотелось бы пожелать разработчикам новых Правил предоставления коммунальных услуг учесть тот опыт, который сложился в результате применения действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.

Договоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю

Лицензиаты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключённые договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг населению. При отсутствии таких договоров управляющие компании будут штрафовать как за нарушение лицензионных требований по статьям КоАП РФ 7.23.3 и 14.1.3.

Разъяснения Минстроя

По этому вопросу Минстрой РФ дал разъяснения в своём письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года, в котором чётко обозначил, что у управляющей компании обязательно должен быть заключён договор ресурсоснабжения с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД» управление домами обеспечивается также и посредством заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения с РСО для предоставления собственникам помещений в МКД коммунальных услуг. Соответственно, заключение договоров ресурсоснабжения является лицензионным требованием, подлежащим лицензионному контролю.

Минстрой также обращает внимание на то, что договоры между собственниками помещений в МКД и РСО, заключённые до вступления в силу ФЗ №176 от 29.06.2015 года, действуют до окончания срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения. Только в этом единственном случае отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО не может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований.

В Письме Минстроя №35750-ОЛ/04 заместитель директора Департамента ЖКХ О.А.Лещенко делает упор на пункт 7 ч.1 ст.193 Жилищного Кодекса, в котором сказано, что управляющие компании должны соблюдать “иные требования, установленные Правительством РФ”. Кроме того, в соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утверждённого Постановлением Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года, к лицензионным требованиям относятся:

  • соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ;
  • исполнение обязательств по договору управления, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления управляющая компания по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за оплату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять другую направленную на достижение целей управления домом деятельность.

Для применения ст.162 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД, в которых говорится, что согласно пп «д» п.4 управление домом обеспечивается, в том числе, за счёт предоставления коммунальных услуг населению на основании заключённых договоров ресурсоснабжения на поставку ресурсов. Суммируя всё вышесказанное, заключение договоров ресурсоснабжения между УК и РСО является лицензионным требованием и попадает под лицензионный контроль.

Разница между прямыми договорами и прямыми платежами

Как показала практика, большинство представителей сферы ЖКХ, включая управляющие компании, не до конца понимают разницы между прямыми договорами, которые теперь будут заключаться между собственниками жилья и РСО, и прямыми платежами по схеме потребитель КУ — поставщик КУ.

Читать еще:  Жалоба в Прокуратуру по отоплению

Термин «исполнитель коммунальных услуг», закреплённый в жилищном законодательстве, никем пока не отменялся, поэтому ответственность за качество предоставленных КУ и сбор платежей по-прежнему несут управляющие компании. При наличии управляющей компании в качестве выбранной организации для управления МКД именно УК выступает исполнителем КУ. Следовательно, управляющая компания должна предоставлять потребителям коммунальные услуги и приобретать для этого коммунальные ресурсы на основании заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО.

Как ни странно, но до сих пор многие управляющие компании пользуются серыми договорными и расчётными схемами. Например, управляющая компания договаривается с РСО о прямом выставлении счетов за КУ потребителям, а сама занимается расчётами, доставкой квитанций, претензионной работой, взысканием задолженностей. При этом, УК вообще не имеет права по закону заниматься такой деятельностью, так как не имеет к коммунальным услугам никакого отношения.

Более того, зачастую управляющие компании вообще не имеют в наличии заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО. Тогда на каком основании осуществляется поставка коммунальных ресурсов в жилые дома и взимается плата? Чтобы такого в дальнейшем не было, теперь будут тщательно проверять управляющие компании на наличие договоров ресурсоснабжения с РСО в рамках лицензионного контроля.

Нужно понимать, что максимальный риск в данном случае несёт управляющая компания, которая помимо угрозы проверки лицензионного контроля может попасть в ситуацию, когда РСО абсолютно на законных основаниях может в любой момент потребовать с УК долги, не оплаченные потребителями за поставленные им ресурсы. В свою очередь, потребители КУ также на законных основаниях могут потребовать со своей управляющей компании перерасчёты за не предоставленные КУ или ненадлежащее качество коммунальных услуг. Но есть и более серьёзная ответственность за отсутствие заключённых договоров между УК и РСО.

Ответственность

За несоблюдение и нарушение лицензионных требований для управляющих компаний наступает административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации руководителя управляющей компании.

В соответствии с ч.1 ст.7.23.3. за нарушение организациями и ИП правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД на основании договоров управления грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей

В соответствии с ч.2.ст.7.23.3. за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или её аннулирования, грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 100-200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 150-500 тысяч рублей

В соответствии с ч.2 ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на ИП — от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 250-300 тысяч рублей

В соответствии с ч.24.ст.19.5. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный законодательством срок предписания ГЖН об устранении нарушений лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  • на юридических лиц — от 200-300 тысяч рублей

! За административные правонарушения по ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Следовательно, переход на прямые договорные отношения между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями не исключает обязанности УК по заключению договоров ресурсонабжения с РСО.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь! Татьяна Тумольская

Заключение договора на электроснабжение многоквартирного дома

Вправе ли собственники МКД потреблять услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных непосредственно с РСО, а не исполнителем КУ услуг?

части 6.3 и 7.1 ст.155 ЖК РФ указывают, что общим собранием собственников помещений МКД (либо общим собранием членов ТСЖ, ЖСК) может быть установлена возможность внесения оплаты за коммунальные услуг непосредственно в РСО.

Да, возможно заключить договор на прямую с рсо в силу ст.155 ЖК рф

Договор с РСО заключается вашей управляющей компанией (или кооперативом, или Т.С.Ж).

на основании данного договора вы и вносите плату непосредственно РСО

А договор с РСО заключает на основании решения собрания собственников жилья в вашем многоквартирном доме — ст.155 ЖК

6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Здравствуйте. Может если было проведено общее собрание.

Проведение общего собрания по данному вопросу необходимо (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) Для принятия решения об оплате напрямую в РСО на общем собрании необходимо получить большинство голосов от присутствующих собственников при условии, что общее собрание правомочно, то есть имеется кворум. Для наличия кворума в общем собрании должны принять участие собственники, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД.

п. 64. Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива».

Какие существуют особенности заключения договоров на приобретение коммунальных ресурсов УК и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями? Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 № 124 были утверждены Правила, обязательные при заключении УК или ТСЖ (ЖСК) договоров с ресурсоснабжающими организациями. Сегодня этот документ действует в полном объеме, поэтому уже можно его рассматривать с точки зрения практического применения. Заключению договоров с РСО всегда сопутствовали и, конечно же, будут сопутствовать спорные ситуации. Прежде всего, по причине разнонаправленной заинтересованности сторон договора, хотя нужно отметить и наличие противоречий между нормативными документами разных ведомств и уровней. Надо исходить из того, что договор ресурсоснабжения является публичным договором, в силу чего его заключение является обязательным для каждой из сторон – УК, ТСЖ и РСО, и в случае отказа от заключения или недостижения сторонами согласия, спор решается в судебном порядке. Правила заключения договоров с РСО обязательны для применения всеми исполнителями коммунальных услуг, то есть управляющими организациями, ТСЖ, ЖК и иными специализированными потребительскими кооперативами, где все они называются исполнителями. Заключение договора ресурсоснабжения начинается с отправки исполнителем соответствующей заявки (оферты) в адрес РСО. К заявке (оферте) исполнителю необходимо приложить определенные документы (пункт 6 Правил). Так, в РСО, кроме правоустанавливающих документов, подаются документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям, пользующимся помещениями в МКД (жилом доме), указанном в заявке (оферте). Для УК такими документами являются протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе управляющей организации и определено, что данная УК обеспечивает предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в МКД и договор управления МКД, если он уже заключен к этому моменту. Если же УК была выбрана не собственниками МКД, а приступила к управлению по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления, документами, подтверждающими полномочия УК, являются протокол открытого конкурса по выбору УК и (или) договор управления МКД. Кроме прочего, УК может управлять теми домами, где первоначально созданы ТСЖ или кооперативы. Для таких управляющих организаций в качестве документов, подтверждающих наличие у них обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в конкретном МКД (жилом доме), названы протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления МКД, заключенный между ТСЖ или кооперативом и УК. Это важный вопрос необходимости проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Ранее, до введение в действие Правил, многие ТСЖ самостоятельно через Правление принимали решение о заключении договоров с УК, и судебная практика по-разному оценивала такие ситуации. Новые Правила требуют обязательного проведения общих собраний собственников. Для ТСЖ и кооперативов документами, подтверждающими наличие у них обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, являются протокол общего собрания собственников помещений в МКД (членов кооператива), в котором зафиксировано решение о выборе в качестве способа управления МКД управления товариществом или кооперативом, устав товарищества или кооператива. Кроме перечисленных документов, к заявке (оферте) все исполнители прилагают: 1. документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) дома в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса; 2. документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такового); 3. протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО (если такое решение принято); 4. документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в МКД, а также об общей площади помещений в МКД, включая помещения, входящие в состав общего имущества. Недостатки оформления документов, прилагаемых к заявке (оферте), как и представление этих документов не в полном объеме, не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения (пункт 14 Правил заключения договоров с РСО). В этом случае РСО должна сообщить исполнителю о всех обнаруженных неточностях (на это отведено пять рабочих дней) и порядке их устранения. Рассмотрение заявки (оферты) на это время приостанавливается, но не прекращается. Только если в течение 30 дней исполнитель не представит недостающие документы, оформленные надлежащим образом, РСО вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты). Однако это не значит, что исполнитель не сможет повторно обратиться с заявкой (офертой) к той же РСО после устранения всех недостатков в документах. Практика выявила ряд проблемных моментов, с которыми сталкиваются УК и ТСЖ при оформлении заявки в РСО на заключение договоров энергоснабжения, прежде всего, невозможность сбора определенного набора документов, которые чаще всего отсутствуют, например те же Акты технологического присоединения. Решение данного вопроса может быть разным, но необходимо признать, что УК и ТСЖ в любом случае будут обязаны произвести действия по восстановлению необходимой технической документации на МКД. Соответственно, о невозможности представления спорных документов РСО должно быть уведомлено, чтобы исключить ответственность УК и ТСЖ за несвоевременное заключение договоров энергоснабжения. Уклонение РСО от участия в оформлении нужных документов также необходимо фиксировать документально. Наконец, отметим, что Правила предполагают ситуацию, когда РСО может обратиться в УК и ТСЖ с предложением о заключении договора энергоснабжения. Согласно пункту 10 Правил, если коммунальный ресурс уже подается в МКД без оформления договорных отношений (в письменном виде), РСО может направить исполнителю соответствующую заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого проекта договора, подписанного РСО. Что касается существенных условий договора ресурсоснабжения, хотелось бы обратить внимание на следующее. Пункт 176 Правил заключения договоров с РСО называет существенные условия любого договора ресурсоснабжения: 1. предмет договора (вид коммунального ресурса); 2. дата начала поставки коммунального ресурса, причем дата начала поставки коммунального ресурса, указанная в договоре между УК (ТСЖ, кооперативом) и РСО, и дата начала предоставления коммунальной услуги согласно договору между УК (ТСЖ, кооперативом) и потребителями должны совпадать; 3. показатели качества поставляемого коммунального ресурса, определяющиеся в соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг. Кроме того, в договоре ресурсоснабжения должны предусматриваться меры ответственности РСО за нарушение показателей качества и объема поставляемого коммунального ресурса, являющееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в недостаточном объеме, т.е. УК и ТСЖ получили в руки инструмент для контроля РСО; 4. порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, где также надо ориентироваться на Правила № 354; 5. порядок определения цены договора, исходя из стоимости энергоресурса для населения; 6. порядок оплаты коммунального ресурса в зависимости от того, приняли ли собственники решение об оплате коммунальных услуг непосредственно РСО. Есть и иные условия договора ресурсоснабжения, которые не считаются существенными, но тем не менее важно их урегулировать именно на уровне договора. Первое — разграничение ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса, второе — разграничение обязательств по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем и центральных систем. Это такие категории, как точка поставки и граница эксплуатационной ответственности. Безусловно, что исполнитель и РСО вправе самостоятельно определить, где проходит граница ответственности. Однако, если этого не будет сделано, они будут руководствоваться общим положением, сформулированным в пункте 18 Правил заключения договоров с РСО, согласно которому РСО несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД. Граница раздела ответственности (установленная договором или Правилами) определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Копии этих актов должны прилагаться к договору ресурсоснабжения. Что же в итоге? Правительством РФ предпринята попытка упорядочить основополагающие правовые нормы, связанные с заключением договоров энергоснабжения, и адаптировать их к отраслевой специфике отрасли ЖКХ. Даны определенные четкие условия, но при этом свобода договора по существу осталась. Т.е., РСО по прежнему будет навязывать потребителям свои жесткие условия, а УК и ТСЖ относительно успешно с этим бороться. В ближайшее время, очевидно, судебная практика сформулирует несколько новых принципиальных позиций в ту или иную сторону.

Читать еще:  Договор купли-продажи гаража

МКД-многоквартирный дом, рсо- ресурсоснабжающая организация, ку-коммунальные услуги

16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Мы собрали в один документ основные вопросы о переходе потребителей на прямые договоры с РСО. Они помогут вам реализовать переход или сохранить действующую систему расчетов.

ВОПРОС № 1. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ СРОЧНО ПЕРЕВЕСТИ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Инициируйте общее собрание собственников помещений в МКД. Дело в том, что решение о переходе на прямые договоры между РСО и потребителями может принять только общее собрание собственников (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК). «За» должно проголосовать большинство собственников из тех, что приняли участие в общем собрании.

Есть еще случай, когда РСО может перевести собственников на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

Рисунок 1. Схема оплаты коммунальных услуг через управляющую МКД организацию

Рисунок 2. Схема оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО

ВОПРОС № 2. МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО ПО ВЫБОРОЧНЫМ КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ?

Да, можно. В повестке общего собрания о переходе на прямые договоры между собственниками и РСО обязательно укажите, договоры предоставления каких коммунальных услуг собственники будут заключать.

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

ВОПРОС № 3. СОБСТВЕННИКИ МОГУТ ПЕРЕЙТИ В РСО ЧАСТИЧНО? ТО ЕСТЬ, КТО ГОЛОСОВАЛ «ПРОТИВ» ИЛИ НЕ БЫЛ НА СОБРАНИИ, НЕ ЗАКЛЮЧИТ ДОГОВОР С РСО?

Нет, закон этого не предусматривает.

Решение общего собрания обязаны исполнять все собственники помещений в МКД, даже те, кто не принимал участия в общем собрании или голосовал против. Такой вывод следует из части 5 статьи 46 ЖК.

Заключение договора между потребителями и РСО в письменной форме не обязательно, поэтому после принятия решения на общем собрании договор будет считаться заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, которую определили собственники и РСО (п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 4. КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ МЫ НЕ ХОТИМ ПОКА ПЕРЕВОДИТЬ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Следите за уровнем задолженности перед каждой РСО отдельно. Если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате коммунальных ресурсов, РСО в одностороннем порядке вправе отказаться от договора ресурсоснабжения (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 5. ЖИТЕЛЯМ МЫ БОЛЬШЕ НЕ НАЧИСЛЯЕМ ПЛАТУ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. МОГУТ ЛИ ОСТАТЬСЯ ДОЛГИ ПЕРЕД РСО?

Долги могут быть, если вы не оплатили:

  • коммунальные ресурсы на содержание общего имущества;
  • коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг потребителям за расчетные периоды, когда расчеты за КУ шли при посредничестве УО, ТСЖ, ЖСК.

ВОПРОС № 6. ДОЛЖНА ЛИ РСО ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ИПУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ МКД ОРГАНИЗАЦИИ И НАОБОРОТ?

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

Если же собственники передали эту информацию в УО, ТСЖ, ЖСК, то управляющая организация должна будет передать ее в РСО (п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК).

ВОПРОС № 7. ДОЛЖНА ЛИ РСО ДОПЛАЧИВАТЬ НАМ ЗА СБОР ПОКАЗАНИЙ ИПУ?

Нет, РСО не будут доплачивать УО, ТСЖ, ЖСК за передачу показаний ИПУ. Обязанность передавать показания ИПУ в РСО при прямых договорах закреплена законом.

ВОПРОС № 8. КТО БУДЕТ ВЫСТАВЛЯТЬ ПЛАТЕЖКИ ЗА КУ? КАЖДАЯ РСО ЗА СВОЮ УСЛУГУ?

Собственники помещений в МКД будут получать платежные документы от тех РСО, с которыми решили заключить прямые договоры.

ВОПРОС № 9. ТРЕБУЕТСЯ ЛИ СОГЛАСИЕ УО, ТСЖ, ЖСК, ЧТОБЫ СОБСТВЕННИКИ МОГЛИ ПЕРЕЙТИ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Нет, согласие управляющей МКД организации не требуется. Решение принимает общее собрание в МКД в рамках своей исключительной компетенции (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

ВОПРОС № 10. МОЖЕТ ЛИ РСО БЕЗ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПЕРЕВЕСТИ МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

РСО вправе в одностороннем порядке расторгнуть договоры ресурсоснабжения с управляющей МКД организацией, если долги будут превышать пороговое значение.

Договор предоставления коммунальных услуг будет считаться заключенным со всеми собственниками одновременно через 30 дней после того, как РСО уведомит управляющую МКД организацию о расторжении договора ресурсоснабжения (п. 2 ч. 7 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 11. КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ПО СТАРЫМ ДОЛГАМ ЗА КУ, КОГДА СОБСТВЕННИКИ ПЕРЕЙДУТ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Если до перехода между УО, ТСЖ, ЖСК и РСО действовал договор ресурсоснабжения, то накопленные по нему долги останутся за УО, ТСЖ, ЖСК.

Чтобы не брать на себя лишнее, составьте акт сверки расчетов на дату, предшествующую переходу на прямые договоры. Например, если переход на прямые договоры состоится 1 июня 2018 года, то составьте с РСО акт сверки на 31 мая 2018 года.

ВОПРОС № 12. ЕСЛИ У НАС ПО НЕКОТОРЫМ МКД УЖЕ ДЕЙСТВУЮТ ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО, ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ЭТОЙ ЧАСТИ?

Заключенные ранее договоры с РСО продолжат действовать. Управляющая МКД организация должна обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, которое входит в состав общего имущества, для предоставления КУ (ч. 3 ст. 3 Закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ).

ВОПРОС № 13. ОСТАНУТСЯ ЛИ В СИЛЕ ПРИНЯТЫЕ РАНЬШЕ РЕШЕНИЯ О ПРЯМЫХ РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО?

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

При этом собственники вправе в общем порядке принять решение о заключении с РСО договоров предоставления коммунальных услуг.

ВОПРОС № 14. НАДО ЛИ МЕНЯТЬ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ, ЕСЛИ МКД ПЕРЕХОДИТ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

Вносить изменения в действующий договор управления МКД не обязательно.

Дело в том, что решения общего собрания в МКД достаточно, чтобы перейти на прямые договоры между РСО и потребителями. Согласие управляющей МКД организации, внесение изменений в договор управления не требуются.

ВОПРОС № 15. КТО ОГРАНИЧИТ ИЛИ ПРИОСТАНОВИТ ПОДАЧУ КУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЗА ДОЛГИ?

Ограничивать и приостанавливать коммунальные услуги должникам будет РСО при взаимодействии с управляющей МКД организацией.

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

Также условие о том, что ограничивать и приостанавливать КУ будет РСО, включили в проект типового договора предоставления коммунальных услуг между РСО и собственником. Такой договор будет предусматривать порядок ограничения и приостановления.

ВОПРОС № 16. МОЖНО ЛИ ПЕРЕЙТИ НА ОПЛАТУ КР НА СОИ НАПРЯМУЮ РСО?

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, не относятся к коммунальным услугам, а входят в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК). Поэтому собственники не вправе оплачивать КР на СОИ. Плату за такие ресурсы включают в коммунальные услуги и потребители оплачивают их напрямую РСО в трех случаях:

  • в МКД непосредственный способ управления;
  • способ управления не выбран;
  • выбранный способ управления МКД не реализован.

Основания платы за КУ на ОДН напрямую РСО следуют из части 5 статьи 154 ЖК и пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector