Основания для государственной регистрации прав

Статья 17. Основания для государственной регистрации прав

Статья 17. Основания для государственной регистрации прав

Пункт 1 комментируемой статьи приводит перечень оснований, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение (обременение) права:

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с законом о регистрации акт органа государственной власти или местного самоуправления является основанием для регистрации прав, если он предусмотрен законом в качестве основания возникновения гражданских прав, издан уполномоченным органом в рамках его компетенции и в установленном законодательством порядке, а так же содержит сведения об объекте недвижимого имущества, его правообладателе и виде права;

— договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Сюда можно отнести договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением, аренды, об ипотеке, доверительного управления имуществом, договоры участия в долевом строительстве;

— акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

Под актами (свидетельствами) о приватизации жилых помещений понимаются свидетельства о праве собственности на жилые помещения, выдаваемые в соответствии с Законом о приватизации жилых помещений. Под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

— свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со ст. 1152 ГК установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследникам на праве собственности со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации. В данном случае государственная регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Государственная регистрация прав проводится на основании свидетельств о праве на наследство, которые по желанию наследников могут быть выданы всем наследникам вместе или каждому в отдельности, на все наследство в целом или на его отдельные части;

— вступившие в законную силу судебные акты.

Под судебными решениями понимаются решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов и третейских судов. Судебное решение считается вступившим в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если речь идет о судах общей юрисдикции и апелляционное обжалование (в случае арбитражных судов) либо если решение вообще не было обжаловано или опротестовано. Обжаловано оно может быть сторонами, а также другими лицами, участвующими в деле. Признанное судом право подлежит государственной регистрации на общих основаниях — в порядке, установленном для регистрации любых вещных прав на недвижимость;

— акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

К ним относятся свидетельства о праве собственности на земельный участок, на жилище и т.п.;

— иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

— иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе: выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, который был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;

— либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке):

1. Декларация об объекте недвижимого имущества, подтверждающая факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство);

2. Технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, подтверждающий факт создания такого объекта на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке;

3. Документы, подтверждающие право собственности на объект незавершенного строительства (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке);

4. Разрешение на строительство, проектная документация, документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства;

5. Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в комментируемом пункте, не допускается.

Основания для государственной регистрации прав

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу судебные акты;
  • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Читать еще:  Можно ли оформить договор дарения на несовершеннолетнего?

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации гправ на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц и в случаях, установленных действующим законодательством, должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их „ мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

При обращении за услугой по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним или осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества заявитель не обязан представлять следующие документы:

  1. Разрешение на строительство объекта недвижимости;
  2. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости;
  3. Выписку из домовой книги (справку о лицах, имеющих право пользования жилым помещением);
  4. Выписку из реестра государственной или муниципальной собственности;
  5. Заключение, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства;
  6. Документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости — решение о присвоении адреса объекту недвижимости;
  7. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о проведении торгов;
  8. Решение о проведении торгов;
  9. Протокол о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка;
  10. паспорт объекта культурного наследия;
  11. Документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель — решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории;
  12. Документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка

решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка;

  • Решение о переводе жилого помещения в нежилое или о переводе нежилого помещения в жилое;
  • Документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица;
  • Согласие федерального органа исполнительной власти на ипотеку имущества, принадлежащее унитарному предприятию на праве Хозяйственного ведения;
  • Копию лицензии на управление ипотечным покрытием, выданную ФСФР России;
  • Иные документы, которые находятся в распоряжении других федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам власти, за исключением документов личного хранения, а также документов, которые являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию).
  • фото с информационного стенда в регистрационной палаты часть 1 (По основанию регистрации прав)

    фото с информационного стенда в регистрационной палаты часть 2 (По основанию регистрации прав)

    Основания государственной регистрации прав на недвижимое имущество

    ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО — основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные решения; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают установленным требованиям. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.

    Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. — М.: Книжный мир . Лукаш Ю.А. . 2004 .

    Смотреть что такое «Основания государственной регистрации прав на недвижимое имущество» в других словарях:

    Основания отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество — в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Основания приостановления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — при возникновении у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Регистратор… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Приостановление государственной регистрации недвижимости — возможно как по инициативе правообладателя, так и по инициативе учреждения юстиции. Согласно статье 19 Закона РФ от 21 июля 1997 года N 122 ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , при возникновении у… … Жилищная энциклопедия

    Государственная регистрация прав на жилые помещения — Жилые помещения как объекты права собственности имеют специфический правовой режим. Особая социальная значимость жилья обусловила строго целевое назначение данного объекта недвижимости. Этот принцип закреплен в норме ст. 288 ГК РФ, согласно… … Жилищная энциклопедия

    ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПРАВ НА НЕГО И СДЕЛОК С НИМ — в соответствии с Законом от 22 июля 2002 г. О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее Закон) единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним создается и ведется в… … Юридический словарь современного гражданского права

    Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора

    Недвижимость — (Real estate) Определение недвижимости, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости Информация о понятии недвижимость, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости, налогообложение и страхование Содержание – это вид имущества,… … Энциклопедия инвестора

    Оформление договора ипотеки — (см.: Ипотека). Договор об ипотеке заключается с соблюдением общих правил Гражданского кодекса РФ о заключении договоров, а также положений статьи 8 Федерального закона Об ипотеке (залоге недвижимости) . Оформление ипотеки в настоящее время… … Жилищная энциклопедия

    Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора

    Купля-продажа недвижимости — В соответствии с пунктом 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности к покупателю по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Договор продажи и переход права считаются зарегистрированными со дня внесения записей… … Жилищная энциклопедия

    05.03.2018 г. Что является основанием для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества?

    Ответ: Основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимого имущества являются разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

    Обоснование: В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон №218) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

    1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

    2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

    3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

    4) свидетельства о праве на наследство;

    5) вступившие в законную силу судебные акты;

    6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

    7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории);

    7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

    9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

    Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

    Внимание: Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Закона №218).

    В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя, принадлежит его создателю. Однако при создании новой вещи должны быть соблюдены права и законные интересы иных лиц (например, интересы собственников земельного участка, на котором производится строительство жилого дома).

    Относительно возникновения права собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, оно возникает только с момента такой регистрации. Порядок регистрации вновь созданного недвижимого имущества установлен Законом.

    Согласно пункту 10 статьи 40 Закона №218 для регистрации права собственности на новые здания или сооружения необходимо представить документы, подтверждающие факт их создания. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

    Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.

    Правоустанавливающим документом на земельный участок может быть акт государственной власти или местного самоуправления, договор, решение суда, свидетельство на наследство, другие документы.

    В соответствии с п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

    Согласно статье 56 Закона №218 предоставление правоустанавливающего документа на землю не требуется в случае, если право собственности на этот земельный участок ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

    Также заявитель может не предоставлять на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (данный документ запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе). Однако ввиду того что ответ на запрос может задержаться или вообще не дойти по почте, государственная регистрация может быть приостановлена по причине отсутствия основания для ее проведения. Поэтому чтобы исключить такую ситуацию, заявителю предпочтительней все же предоставить на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

    Отказ в государственной регистрации права собственности в соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона №218 может быть оспорен в судебном порядке.

    При этом жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Основания для приостановления и отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Основания для приостановления государственной регистрации предусмотрены ст. 19 Федерального закона о гос. регистрации.

    Во-первых, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.

    Во-вторых, государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении, согласно п. 3 ст. 19 Закона, указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Подача заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 1 ст. 19 Закона о гос. регистрации. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

    В-третьих, до внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора.

    В-четвертых, в порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. В силу п.4 ст.19 Закона, приостановление государственной

    регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

    Государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на ее основании на объект недвижимого имущества приостанавливается при наличии ранее поданных документов на государственную регистрацию сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято. Государственная регистрация в этом случае приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества по ранее принятым документам.

    В указанных в п. 1 ст. 19 Закона о гос. регистрации случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.

    В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.

    В случае если в течение указанных выше сроков не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, регистратор прав обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. В связи с изложенным, затронем одну проблему.

    Минюст России не исключает возможности, что у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут возникнуть достаточные основания полагать, что проведенная ранее регистрация права и (или) сделки не может быть юридически действительной, например, в силу того, что ранее зарегистрированная сделка не соответствует законодательству, действовавшему в момент ее совершения. Однако «Закон и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, не предоставляют органу по регистрации прав право признать такую регистрацию, а также зарегистрированную сделку и возникшее на ее основании право недействительными. Кроме того, Закон о гос. регистрации не предусматривает и возможности непосредственного обращения органа по регистрации прав в суд с соответствующим иском. В данной ситуации обратиться в суд может прокурор на основании заявления органа по регистрации прав»[74].

    О приостановлении государственной регистрации регистратор выносит решение.

    В решении о приостановлении регистрации прав должны быть указаны:

    — номер регистрационного дела;

    — дата приема документов;

    — срок выдачи документов;

    — вид регистрации (в соответствии с заявлением);

    — Ф. И. О. заявителя (наименование юридического лицо);

    — причина приостановления (например, п. 1 ст. 24 Закона о гос. регистрации — при регистрации общей собственности при отсутствии согласия всех сособственников);

    — новая дата выдачи документов (не допускать назначения даты выдачи на нерабочие дни).

    Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.

    Статья 20 Закона о гос. регистрации закрепила основания для отказа в государственной регистрации прав. Так, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

    — право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом о гос. регистрации;

    — с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

    — документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

    — акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

    — лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

    — лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

    — правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

    И в других случаях, предусмотренных Законом.

    При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав, заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа; копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

    Законодатель закрепляет право заинтересованных лиц обжаловать отказ в государственной регистрации прав в суд, арбитражный суд. В случае если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней с момента поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить в письменной форме заявителя о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав по почтовому адресу, указанному в заявлении.

    Итак, в целях соблюдения принципа законности законодатель предусмотрел в определенных ситуациях возможность приостановления и даже отказа в государственной регистрации прав. Различие между ними состоит в том, что если приостановление носит временный характер и после устранения его причин государственная регистрация подлежит возобновлению, то отказ — явление окончательное и может быть обжалован заинтересованным лицом только в суд, арбитражный суд.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector