Содержание

Регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления

Право оперативного управления на объекты недвижимости — порядок регистрации

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Однако простой передачи для возникновения законной возможности использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Для чего и кому нужна регистрация?

Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости.

Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.

Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Документы, требуемые для регистрации

Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Процедура передачи имущества

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Получатель – юридическое лицо

Необходимые документы:

1) заявление о государственной регистрации права (оригинал);

2) документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);

3) документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);

4) учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов;

5) документы, подтверждающие возникновение права хозяйственного ведения (права оперативного управления) на имущество:

закрепление имущества за государственным или муниципальным предприятием (казенным предприятием, государственным или муниципальным учреждением) (решение собственника о закреплении имущества с указанием пообъектного перечня передаваемого имущества)

приобретение имущества иным способом, предусмотренным гражданским законодательством (вступивший в законную силу судебный акт ; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления; договор, совершенный в простой письменной форме, нотариально удостоверенный договор;

6) документы, подтверждающие передачу имущества собственником государственному или муниципальному предприятию (казенному предприятию, государственному или муниципальному учреждению) на праве хозяйственного ведения (на праве оперативного управления) (при закреплении имущества)

7) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (в случае, если объект недвижимости не поставлен на Государственный кадастровый учет (оригинал и копия);

8) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления) (оригинал и копия);

9) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены:

документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе может быть представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления).

В случае если заявителем такие документы не представлены по собственной инициативе – сведения запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке межведомственного взаимодействия.

При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений, в том числе подтверждающие, что право соответствующего публичного образования на закрепленный объект недвижимости возникло (если данное право ранее не было зарегистрировано).

Читать еще:  Росреестр: заказать кадастровый паспорт

Срок предоставления услуги:

7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

Государственная пошлина:

22 000 рублей (государственная пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не взимается.)

Результат услуги: Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Росреестр отказал в регистрации права хозяйственного ведения на недвижимость. Компания добилась признания прав в суде

Автор: Кондаков Константин Михайлович

Регион: Архангельская область, г. Архангельск

Должность: ведущий юрисконсульт, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

Область права: Право собственности, Другое

Порядок решения проблемы: Судебный№ дела А05-9388/2011

Суть дела

Федеральному государственному унитарному предприятию нужно было зарегистрировать права на объекты недвижимости, закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения. Сначала при оформлении документов проблем не возникало, поэтому успешно были зарегистрированы права на часть недвижимого имущества. Но после подачи документов для регистрации прав еще на несколько объектов компания получила отказ из Росреестра. Основанием послужила невозможность идентификации объектов, поскольку в акте приема-передачи отсутствовали их адреса. Компании пришлось инициировать несколько судебных процессов, прежде чем права на эти объекты были зарегистрированы.

Задача и ее решение

Федеральное государственное унитарное предприятие было создано в 2001 году на основании распоряжения Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ путем реорганизации (выделения) другого юридического лица. При реорганизации ФГУП было передано по акту приема-передачи множество объектов недвижимого имущества, права на которые у реорганизовываемого юридического лица возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Распоряжением компетентного государственного органа за ФГУП было закреплено на праве хозяйственного ведения переданное по акту приема-передачи имущество. Этим же распоряжением компетентный государственный орган обязал ФГУП осуществить регистрацию прав на переданные объекты недвижимого имущества.

Руководствуясь упомянутым распоряжением, ФГУП в течение длительного времени взаимодействовал с органом государственной регистрации, который осуществлял регистрацию права хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости.

К заявлениям на регистрацию прав на объекты недвижимости ФГУП прикладывало установленные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

— платежное поручение об уплате государственной пошлины;

— распоряжение компетентного органа о закреплении за ФГУП объектов недвижимого имущества;

— утвержденный компетентным органом акт приема-передачи с перечнем передаваемого имущества;

— выписка из реестра недвижимого федерального имущества;

— кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества;

— необходимые учредительные подтверждающие полномочия документы.

Вплоть до недавнего времени орган регистрации устойчиво осуществлял регистрационные действия в отношении прав на объекты недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.

Вскоре, вследствие принятия новых нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, ФГУП необходимо было в кратчайшие сроки зарегистрировать права на некоторые оставшиеся незарегистрированными объекты недвижимого имущества.

В очередной раз, обратившись в орган регистрации с заявлением о регистрации прав на оставшиеся объекты недвижимого имущества, ФГУП неожиданно для себя получило отказ в регистрации. В качестве основания такого отказа регистрирующий орган указал на невозможность идентификации заявленных на регистрацию прав объектов (по данным кадастровых паспортов) объектам, указанных в акте приема-передачи, ввиду отсутствия в акте приема-передачи адресов этих объектов.

ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (отказа в регистрации) и обязыванием государственный регистрационный орган осуществить регистрационные действия в отношении прав на спорные объекты недвижимости.

В процессе производства по делу ФГУП настаивало, что заявленные объекты можно сопоставить с объектами, указанными в акте приема-передачи, поскольку данные кадастровых паспортов заявленных на регистрацию объектов совпадают с данными объектов, указанных в актах приема-передачи в части даты ввода в эксплуатацию. Кроме того, совпадают также инвентарные номера, указанные в акте приема-передачи, с инвентарными номерами инвентарных карточек на спорные объекты предприятия.

Никаких иных данных, за исключением несовпадающего названия и стоимости передаваемого объекта, в акте приема-передачи, к сожалению, не содержалось. Вследствие этого у органа регистрации имелись формальные основания отказать ФГУП в регистрации прав на заявленные объекты. Решение арбитражного суда подтвердило позицию регистрирующего органа.

Однако и ФГУП был представлен весь комплект необходимых для регистрации документов и, более того, ФГУП фактически не могло предоставить какие-либо иные подтверждающие документы ввиду их отсутствия, что оставляло основания для обжалования вынесенного решения арбитражного суда в вышестоящих инстанциях.

Вместе с тем, как уже упоминалось выше, ФГУП было сковано сроками регистрации прав, установленными Президентом РФ и Правительством РФ, и не могло позволить себе длительное обжалование решения арбитражного суда в других инстанциях.

В этой связи немногим позже подачи заявления о признании отказа органа регистрации недействующим ФГУП в арбитражный суд было подано заявление о признании права хозяйственного ведения на спорные объекты с указанием в качестве ответчиков представителей собственника спорных объектов – территориальных управлений Росимущества, расположенных по месту нахождения имущества и по месту регистрации ФГУП.

Правовая позиция ФГУП основывалась на том, что суд может установить соответствие объектов недвижимого имущества, которые были переданы ФГУП в результате реорганизации и права, на которые подлежали регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявленным спорным объектам, на которые имелись кадастровые паспорта. Установить такое соответствие, по мнению ФГУП, было возможно на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию объектов и их инвентарных номеров.

Управление Росимущества по месту нахождения объектов недвижимого имущества представило в материалы дела отзыв, в котором подтверждало наличие в реестре недвижимого федерального имущества заявленных спорных объектов, против удовлетворения заявления ФГУП не возражало. Управление Росимущества по месту регистрации ФГУП отзыв не предоставило, в деле не участвовало.

В предварительном судебном заседании суд резонно запросил правовое обоснование привлечения территориальных управлений Росимущества в качестве ответчиков ввиду фактического отсутствия в данном случае спора о праве.

ФГУП пояснило, что в процессе передачи ему недвижимого имущества и закрепления такого имущества на праве хозяйственного ведения, представитель собственника этого имущества не учел необходимость указания сведений, позволяющих однозначно идентифицировать конкретные объекты передаваемого недвижимого имущества, в связи с чем орган регистрации на законных основаниях отказал ФГУП в регистрации своих прав на это имущество. Таким образом, территориальные управления Росимущества, по мнению ФГУП, как представители собственника передаваемого имущества должны нести ответственность за совершенные ненадлежащие действия, которыми, по сути, были нарушены права ФГУП, по передаче недвижимого имущества.

В ходе процесса о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества решение арбитражного суда об отказе признания ненормативного акта органа регистрации недействительным уже было вынесено и вступило в законную силу, что дало ФГУП основания сослаться на это обстоятельство в суде по делу о признании права и указать поданное о признании права заявление как последний возможный способ восстановления нарушенного права.

Читать еще:  Советы по составлению договора аренды квартиры (бланк, образец)

Упомянутый довод был принят судом, у которого, однако, возникли сомнения, подлежат ли заявленные спорные объекты регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сомнения суда были основаны на его мнении, что некоторые спорные объекты не являются объектами недвижимого имущества.

Такими объектами, по мнению суда, были металлические сооружения высотой от 75 до 246 метров.

Представив в материалы дела адресные справки от органов местного самоуправления, подтверждающие присвоение самостоятельного адреса таким объектам, а также копии технических паспортов на эти объекты, которые подтверждали уровень их капитальности и связи с землей, ФГУП устранил, таким образом, сомнения суда.

После рассмотрения дела по существу суд на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию и инвентарных номеров установил соответствие объектов, указанных в акте приема-передачи, спорным объектам, указанных в заявлении о признание права и удовлетворил заявление ФГУП в полном объеме.

По истечении времени, необходимого для вступления решения в законную силу ФГУП обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимого имущества, приложив в качестве основания для регистрации только вступивший в силу судебный акт. По истечении установленных законом сроков регистрирующий орган осуществил регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП на спорные объекты.

Чего удалось добиться

ФГУП удалось добиться регистрации права хозяйственного ведения на федеральные объекты недвижимости в сроки, установленные нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, и выработать для себя практику регистрации объектов недвижимости посредством получения судебного решения о признании права. В настоящее время ФГУП, регистрируя права на объекты недвижимости, добивается признания своих прав в арбитражном суде во время трехмесячной приостановки регистрации (по заявлению ФГУП), не переплачивая тем самым государственную пошлину за совершение регистрационных действий.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Регистрация права хозяйственного ведения

Регистрация хозяйственного ведения

Вернуться назад на Хозяйственное ведение

Для регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления, юридическими лицами в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
2.

Заявление регистрации права хозяйственного ведения

Документ об уплате государственной пошлины (госпошлина юридическим лицом уплачивается в безналичном порядке, в регистрирующий орган представляется платежное поручение).
3. Документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (нотариально удостоверенная доверенность).
4. Учредительные и иные документы, подтверждающие правоспособность юридического лица (нотариально заверенные копии устава, свидетельства о присвоении ОГРН и ИНН, документ о назначении руководителя).
5. Документы, подтверждающие закрепление имущества за предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: решение собственника о закреплении имущества (постановление, распоряжение, приказ и т.д.) с приложением пообъектного перечня передаваемого имущества либо иные правоустанавливающие документы (например, вступивший в законную силу судебный акт, договор о приобретении имущества по договору купли-продажи, акт ввода объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д.).
6. Документ, подтверждающий передачу имущества собственником предприятию или учреждению имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

7. План объекта недвижимости в случае государственной регистрации ранее возникшего права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
8. Паспорт объекта культурного наследия, охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство – если объект недвижимости является объектом культурного наследия; заключение историко-культурной экспертизы – если объект является выявленным объектом культурного наследия.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, приобретаемое предприятием или учреждением, проводится только одновременно либо после государственной регистрации права собственности учредителя предприятия или учреждения на приобретаемое имущество в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

Государственная регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество может осуществляться при отсутствии в Едином государственном реестре прав только в случае если право собственности учредителя предприятия или учреждения возникло ранее.

Для регистрации подаются подлинники документов.

Документы, необходимые для регистрации права хозяйственного ведения, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной, то представляется также документ, подтверждающий ее одобрение. При совершении сделки в порядке закупок для государственных нужд рекомендуется представить документы, оформляющие завершение процесса определения поставщика, например итоговый протокол аукциона.
В случае когда объект недвижимости построен по заключенному до 01.01.2011 договору на строительство или реконструкцию, который предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами договора, следует представить также подлинник и копию документа, подтверждающего исполнение сторонами принятых обязательств (ч. 2 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости).
Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости (п. 1 ч. 3 ст. 14 названного Закона).
Если документы на недвижимость не представлены или не содержат описания объектов недвижимости, достаточного для их идентификации, возможен отказ в регистрации.
Размер пошлины за регистрацию прав юридических лиц на отдельные объекты недвижимости и на предприятие как имущественный комплекс установлен в ст. 333.33 НК РФ.

Регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления

Независимо от того, кто подает документы, пошлина должна быть уплачена за счет лица, чье право регистрируется.
Документ о полномочиях представителя на подачу заявления
Если от имени унитарного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Рекомендуем также представить устав либо его копию, удостоверенную нотариусом или заверенную самим руководителем. Вместе с тем требовать его регистратор не вправе.
Если действует представитель собственника или унитарного предприятия по доверенности, то нужно представить подлинник и копию доверенности.
Доверенность от унитарного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Не потребуется нотариального удостоверения доверенности от органа, осуществляющего полномочия собственника (когда заявление подается от его имени), если она составлена на бланке и скреплена печатью и подписью руководителя.
В случае когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.
Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то прилагается его копия.
Документы юридического лица
Унитарное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать подлинники и копии следующих документов:
— свидетельства о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., — листа записи ЕГРЮЛ);
— свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
— устава.

Росреестр отказал в регистрации права хозяйственного ведения на недвижимость. Компания добилась признания прав в суде

Автор: Кондаков Константин Михайлович

Регион: Архангельская область, г. Архангельск

Должность: ведущий юрисконсульт, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

Область права: Право собственности, Другое

Порядок решения проблемы: Судебный№ дела А05-9388/2011

Суть дела

Федеральному государственному унитарному предприятию нужно было зарегистрировать права на объекты недвижимости, закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения. Сначала при оформлении документов проблем не возникало, поэтому успешно были зарегистрированы права на часть недвижимого имущества. Но после подачи документов для регистрации прав еще на несколько объектов компания получила отказ из Росреестра. Основанием послужила невозможность идентификации объектов, поскольку в акте приема-передачи отсутствовали их адреса. Компании пришлось инициировать несколько судебных процессов, прежде чем права на эти объекты были зарегистрированы.

Читать еще:  Перечень документов для регистрации права собственности на жилой дом в упрощенном порядке

Задача и ее решение

Федеральное государственное унитарное предприятие было создано в 2001 году на основании распоряжения Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ путем реорганизации (выделения) другого юридического лица. При реорганизации ФГУП было передано по акту приема-передачи множество объектов недвижимого имущества, права на которые у реорганизовываемого юридического лица возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Распоряжением компетентного государственного органа за ФГУП было закреплено на праве хозяйственного ведения переданное по акту приема-передачи имущество. Этим же распоряжением компетентный государственный орган обязал ФГУП осуществить регистрацию прав на переданные объекты недвижимого имущества.

Руководствуясь упомянутым распоряжением, ФГУП в течение длительного времени взаимодействовал с органом государственной регистрации, который осуществлял регистрацию права хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости.

К заявлениям на регистрацию прав на объекты недвижимости ФГУП прикладывало установленные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

— платежное поручение об уплате государственной пошлины;

— распоряжение компетентного органа о закреплении за ФГУП объектов недвижимого имущества;

— утвержденный компетентным органом акт приема-передачи с перечнем передаваемого имущества;

— выписка из реестра недвижимого федерального имущества;

— кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества;

— необходимые учредительные подтверждающие полномочия документы.

Вплоть до недавнего времени орган регистрации устойчиво осуществлял регистрационные действия в отношении прав на объекты недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.

Вскоре, вследствие принятия новых нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, ФГУП необходимо было в кратчайшие сроки зарегистрировать права на некоторые оставшиеся незарегистрированными объекты недвижимого имущества.

В очередной раз, обратившись в орган регистрации с заявлением о регистрации прав на оставшиеся объекты недвижимого имущества, ФГУП неожиданно для себя получило отказ в регистрации. В качестве основания такого отказа регистрирующий орган указал на невозможность идентификации заявленных на регистрацию прав объектов (по данным кадастровых паспортов) объектам, указанных в акте приема-передачи, ввиду отсутствия в акте приема-передачи адресов этих объектов.

ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (отказа в регистрации) и обязыванием государственный регистрационный орган осуществить регистрационные действия в отношении прав на спорные объекты недвижимости.

В процессе производства по делу ФГУП настаивало, что заявленные объекты можно сопоставить с объектами, указанными в акте приема-передачи, поскольку данные кадастровых паспортов заявленных на регистрацию объектов совпадают с данными объектов, указанных в актах приема-передачи в части даты ввода в эксплуатацию. Кроме того, совпадают также инвентарные номера, указанные в акте приема-передачи, с инвентарными номерами инвентарных карточек на спорные объекты предприятия.

Никаких иных данных, за исключением несовпадающего названия и стоимости передаваемого объекта, в акте приема-передачи, к сожалению, не содержалось. Вследствие этого у органа регистрации имелись формальные основания отказать ФГУП в регистрации прав на заявленные объекты. Решение арбитражного суда подтвердило позицию регистрирующего органа.

Однако и ФГУП был представлен весь комплект необходимых для регистрации документов и, более того, ФГУП фактически не могло предоставить какие-либо иные подтверждающие документы ввиду их отсутствия, что оставляло основания для обжалования вынесенного решения арбитражного суда в вышестоящих инстанциях.

Вместе с тем, как уже упоминалось выше, ФГУП было сковано сроками регистрации прав, установленными Президентом РФ и Правительством РФ, и не могло позволить себе длительное обжалование решения арбитражного суда в других инстанциях.

В этой связи немногим позже подачи заявления о признании отказа органа регистрации недействующим ФГУП в арбитражный суд было подано заявление о признании права хозяйственного ведения на спорные объекты с указанием в качестве ответчиков представителей собственника спорных объектов – территориальных управлений Росимущества, расположенных по месту нахождения имущества и по месту регистрации ФГУП.

Правовая позиция ФГУП основывалась на том, что суд может установить соответствие объектов недвижимого имущества, которые были переданы ФГУП в результате реорганизации и права, на которые подлежали регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявленным спорным объектам, на которые имелись кадастровые паспорта. Установить такое соответствие, по мнению ФГУП, было возможно на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию объектов и их инвентарных номеров.

Управление Росимущества по месту нахождения объектов недвижимого имущества представило в материалы дела отзыв, в котором подтверждало наличие в реестре недвижимого федерального имущества заявленных спорных объектов, против удовлетворения заявления ФГУП не возражало. Управление Росимущества по месту регистрации ФГУП отзыв не предоставило, в деле не участвовало.

В предварительном судебном заседании суд резонно запросил правовое обоснование привлечения территориальных управлений Росимущества в качестве ответчиков ввиду фактического отсутствия в данном случае спора о праве.

ФГУП пояснило, что в процессе передачи ему недвижимого имущества и закрепления такого имущества на праве хозяйственного ведения, представитель собственника этого имущества не учел необходимость указания сведений, позволяющих однозначно идентифицировать конкретные объекты передаваемого недвижимого имущества, в связи с чем орган регистрации на законных основаниях отказал ФГУП в регистрации своих прав на это имущество. Таким образом, территориальные управления Росимущества, по мнению ФГУП, как представители собственника передаваемого имущества должны нести ответственность за совершенные ненадлежащие действия, которыми, по сути, были нарушены права ФГУП, по передаче недвижимого имущества.

В ходе процесса о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества решение арбитражного суда об отказе признания ненормативного акта органа регистрации недействительным уже было вынесено и вступило в законную силу, что дало ФГУП основания сослаться на это обстоятельство в суде по делу о признании права и указать поданное о признании права заявление как последний возможный способ восстановления нарушенного права.

Упомянутый довод был принят судом, у которого, однако, возникли сомнения, подлежат ли заявленные спорные объекты регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сомнения суда были основаны на его мнении, что некоторые спорные объекты не являются объектами недвижимого имущества.

Такими объектами, по мнению суда, были металлические сооружения высотой от 75 до 246 метров.

Представив в материалы дела адресные справки от органов местного самоуправления, подтверждающие присвоение самостоятельного адреса таким объектам, а также копии технических паспортов на эти объекты, которые подтверждали уровень их капитальности и связи с землей, ФГУП устранил, таким образом, сомнения суда.

После рассмотрения дела по существу суд на основании совпадения дат ввода в эксплуатацию и инвентарных номеров установил соответствие объектов, указанных в акте приема-передачи, спорным объектам, указанных в заявлении о признание права и удовлетворил заявление ФГУП в полном объеме.

По истечении времени, необходимого для вступления решения в законную силу ФГУП обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимого имущества, приложив в качестве основания для регистрации только вступивший в силу судебный акт. По истечении установленных законом сроков регистрирующий орган осуществил регистрацию права хозяйственного ведения ФГУП на спорные объекты.

Чего удалось добиться

ФГУП удалось добиться регистрации права хозяйственного ведения на федеральные объекты недвижимости в сроки, установленные нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, и выработать для себя практику регистрации объектов недвижимости посредством получения судебного решения о признании права. В настоящее время ФГУП, регистрируя права на объекты недвижимости, добивается признания своих прав в арбитражном суде во время трехмесячной приостановки регистрации (по заявлению ФГУП), не переплачивая тем самым государственную пошлину за совершение регистрационных действий.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector