Содержание

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут. Власти смогут устанавливать его на частных землях в интересах компаний, которым нужно возвести линейные объекты

С сентября 2018 г. вступает в силу закон, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ). Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. «ЭЖ-Юрист» разбирается, в каких случаях будет возможен такой публичный сервитут, сколько времени потребуется на его установление, и заплатят ли что-нибудь правообладателям земельных участков.

Президент РФ подписал закон, в котором вводятся правила установления публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», далее — Закон № 341-ФЗ). Он вступит в силу с 01.09.2018.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

При рассмотрении закона еще на стадии проекта Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства дал отрицательное заключение (см. на сайте privlaw.ru). Помимо прочего, он отметил, что публичный сервитут в прежней редакции предоставляет равную для всех лиц возможность пользования земельным участком. В то же время в проекте речь шла о субъективном праве частной компании, а единственным элементом публичности являлось основание его возникновения и прекращения.

Случаи, когда возможен новый публичный сервитут

В Земельном кодексе вводится новая глава V.7 об установлении публичного сервитута в отдельных целях. Фактически публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.). В частности, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в следующих целях:

размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) или строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок строительства, реконструкции, ремонта;

устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Процедура установления публичного сервитута

Определенная организация вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута. Это может быть субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры и некоторые другие. Уполномоченный орган власти подаст запрос в Росреестр, чтобы выявить правообладателей земельного участка, на котором требуется установить публичный сервитут, а затем известит их о возможном публичном сервитуте. Затем он должен принять решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении. Сроки зависят от цели установления публичного сервитута. Так, 20 дней со дня поступления ходатайства дается, если речь идет об устройстве пересечений дорог с железнодорожными путями общего пользования. Если в ходатайстве говорилось об установлении публичного сервитута в других целях, то срок для вынесения решения — 45 дней, но не ранее чем 30 дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте;

обеспечить опубликование решения по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в Росреестр;

направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о правообладателях земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Публичный сервитут будет считаться установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Плата за публичный сервитут и убытки

При установлении публичного сервитута предусмотрена определенная плата. Так, плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования.

Если публичный сервитут собираются установить в отношении частных земель, то плата определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ее размер определяется на дату, предшествующую не более чем на 30 дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Помимо платы за публичный сервитут, возмещению подлежат убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества.

Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ направлено на воплощение подхода, в том числе успешно опробованного в международной практике, в соответствии с которым наиболее выгодным с точки зрения оформления прав на земельные участки для размещения большинства линейных объектов является установление публичного сервитута как результата принятия властного решения публичного субъекта. В первую очередь, введение данного института облегчит жизнь субъектам, обеспечивающим подачу электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и подключения к соответствующего вида ресурсам.

Проблема заключается в том, что пока прокладка линейного объекта осуществляется на публичных землях, проблем с обеспечением прав на землю лица, создающего объект инфраструктуры, не возникает. Сложности появляются, когда прокладка линейного объекта упирается в земельные участки, принадлежащие частным лицам, обойти которые не всегда представляется возможным или целесообразным.

Зачастую частные собственники не допускают третьих лиц к прокладке линейного объекта через их земельные участки. В отсутствие иного выхода лицо, создающее объект инфраструктуры, вынуждено обращаться в суд либо ходатайствовать о запуске процедуры изъятия земельных участков для целей обеспечения прокладки линейного объекта. Указанные обстоятельства существенным образом увеличивают сроки строительства и ведут к его удорожанию, к нарушению обязательств по обеспечению технического подключения к объектам энергетической инфраструктуры.

Законодатель предложил противоположный подход, который обеспечит возможность размещения линейных объектов на основании административного решения органа власти при условии учета интересов собственника земельного участка, обремененного публичным сервитутом, путем установления платы за публичный сервитут и компенсации всех убытков, возникших в результате его установления.

Стоит оговориться, что уже действующие нормы о сервитутах, закрепленные в законодательстве, не совсем подходят для указанных целей, поскольку в конечном итоге являются итогом частноправовых договоренностей сторон. Публичный же сервитут не является итогом частной договоренности, причем только в отношении конкретного земельного участка, а является властным указанием публичного субъекта, которым обеспечивается прохождение линейного объекта по протяженной территории, включающей множество земельных участков и неоформленных земель, что, в частности, выражается в упрощенном порядке оформления такого сервитута вне зависимости от точных границ участков или наличия зарегистрированных прав.

Введение института публичного сервитута позволит сократить сроки строительства линейных объектов, поскольку исключает необходимость достижения отдельных договоренностей об условиях прохождения линейного объекта по каждому конкретному участку с его правообладателем, а также позволит обеспечить прокладку линейных объектов без использования сложной и дорогой процедуры изъятия земельных участков. Тем более изъятие земельных участков экономически необоснованно по той причине, что не всегда наличие линейного объекта ведет к невозможности хозяйственного использования земельного участка по его назначению. Зачастую линейный объект и земельный участок могут использоваться параллельно — например, проложенная через земельный участок линия электропередачи в виде расположения на нем опорных столбов не блокирует возможность собственника продолжать эксплуатировать жилой дом и т.д.

В целях соблюдения баланса публичных и частных лиц сохраняет за правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, полный комплекс мер защиты своих прав и законных интересов, в том числе требовать платы за установление сервитута, оспаривать решения об установлении сервитута, требовать изъятия земельного участка, а также требовать возмещения убытков.

Читать еще:  Переуступка пая в ЖСК

Как установить публичный сервитут на земельный участок?

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты голосования по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов. Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления. Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Установление сервитута на земельный участок: порядок в 2020 году

Expert 12.03.18 Аренда 0 1,620 Время чтения: 6 мин.

Установление сервитута на земельный участок позволяет временно закрепить право использования земельным участком, находящимся в чужой собственности. Документ заключается в виде соглашения, основанного на добровольном начале, либо судебного акта. В зависимости от статуса, сервитуты подразделяются на публичные и частные. В чем кроется их разница и особенности, предлагаем рассмотреть более подробно.

Сервитут – что это такое

Понятие сервитут определено ст. 274 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 Земельного кодекса РФ. Под ним подразумевается временная передача в использование надела земли или его части. Произвольное введение сервитута не допускается. Владелец надела сохраняет свои законные права, может использовать их в полной мере. В связи с этим, сервитут может возникнуть в случае:

  • Необходимости проведения подхода (дороги) к смежному участку. Это может касаться не только органов муниципальной власти, но также частных лиц.
  • Необходимость проведения работ по возведению, реконструкции или использованию линейных объектов. В данном случае, владельцу остается право на использование оставшейся части надела на свое усмотрение.
  • Необходимость проведения снабжения ресурсами соседнего участка.
  • Другие ситуации, когда право на использование наделом временно переходит сторонним лицам.

Частный сервитут вводится на основании решения суда или заключения мирного соглашения. В нем приводится перечень ограничений и условия использования земельного участка. Публичный сервитут вводится в том случае, если ограничения регламентированы действующими законодательными актами.

Основания для возникновения сервитута

Сервитут подразумевает передачу части или целого участка под определенные нужды. Здесь не имеется в виду возможность посадки культур, строительства зданий и пр. частные нужды. Право на сервитут возникает при:

  1. Строительстве дорог государственного значения.
  2. Проведение дренажных работ.
  3. Монтаже коммуникаций на соседних участках.
  4. Сложности подъезда к соседнему участку.
  5. Проведении изыскательных работ.
  6. Иные потребности, которые не ущемляют права собственника.

Таким образом, сервитут вводится тогда, когда необходимо проведение каких-либо работ государственного или частного значения, при условии, что иного выхода попросту нет.

Вне зависимости от ситуации, с владельцем участка проводятся мирные переговоры с целью урегулирования вопроса. При нахождении компромисса, стороны заключают соглашение. При их отсутствии – подается иск в суд.

Установление публичного сервитута

Установление публичного сервитута не требует обращения в суд или подписания мирного соглашения. Решение о его введении принимают муниципальные власти, создавая соответствующий нормативный акт. В нем прописываются все условия пользования земельным участком. Принятие решения требует проведения открытых слушаний с участием местного населения. Именно поэтому данный сервитут получил название «публичный».
Публичный сервитут может носить временный или постоянный характер. В некоторых случаях принимается решение относительно ввода ограничений на использование надела собственником. К ним можно отнести:

  • Обеспечение беспрепятственного доступа к местам общего пользования.
  • Проведение ремонта коммуникаций, расположенных на участке.
  • Использование участка в качестве пастбища для скота.
  • Проведение государственных геодезических исследований, а также размежевания земли.
  • Другие ситуации, указанные в действующем законодательстве.
Читать еще:  Перепланировка с проемом в несущей стене в квартире II-57

Публичные сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации. Сведения о них находятся в Росреестре. Все условия и сроки действия сервитута можно узнать из выписки ЕГРН.

Установление частного сервитута

Частный сервитут носит персональный характер, поскольку устанавливается в пользу отдельного лица или группы лиц. Здесь речь не идет о целях муниципального или государственного значения. Установление сервитута может быть как принудительным, так и добровольным. Мирное урегулирование вопроса подкрепляется подписанием соответствующего соглашения. В нем прописываются условия и сроки пользования участком.
Земельный надел, находящийся в собственности, временно передается стороннему лицу. Подписанием соглашения, владелец дает разрешение на введение некоторых ограничений. В документе прописываются:

  • Дата заключения и место составления.
  • Данные всех сторон (владельца соседнего участка, собственника надела на которое вводится ограничение).
  • Данные о земельном участке (кадастровый номер, площадь и пр.).
  • Цель введения ограничений (проезд техники, ремонт коммуникаций и пр.).
  • Срок, на который вводятся ограничения.
  • Список лиц, которые вправе использовать сервитут.
  • Описание зоны пользования сервитутом (отдельная часть или целый участок).

Сведения о введении частного сервитута также предусматривают внесение данных в Росреестр и ЕГРН. Это требует заблаговременного создания плана межевания участка и обращения в кадастровую службу. Данное правило прописано в действующем законодательстве. Оно говорит о том, что любые действия, связанные с использованием земельного участка, должны быть полностью изложены в плане межевания. При этом, важно учитывать не только графический план надела, но также описание и все сноски. Таким образом, составляется новый план с учетом старых данных и введенных ограничений. Вновь созданный документ должен будет пройти тщательную проверку в процессе регистрационных действий.

Судебная практика

В том случае, если нет возможности мирно урегулировать вопрос введения ограничений с владельцем участка, возможно обратится в суд для его разрешения. При этом, важно заблаговременно составить вариант сервитута и предоставить его на досудебном соглашении. Это значительно упростит задачу и даст возможность изъявить свое желание открыто.
Вопросы, связанные с сервитутами, рассматриваются в судах с общей юрисдикцией: районных и городских. В них необходимо принести заранее составленное исковое заявление, включающее:

  1. Полное наименование суда в которое подается документ, адрес и индекс.
  2. Данные истца (стороны, требующей введения ограничений).
  3. Описание необходимости введения сервитута.
  4. Вариант условий на которых вводится сервитут.
  5. Точный срок, на который вводится ограничение.

Суд не может заставить владельца участка пойти на подписание мирного соглашения. Подача иска не гарантирует принятие положительного решения для истца. В процессе судебного разбирательства будут учитываться права собственника, а также обоснованность введения ограничения на определенный срок. При одобрении иска, суд вправе пересмотреть условия и дату сервитута.
При вынесении вердикта, судья будет учитывать следующие нюансы:

  • Правовую безграмотность истца. Отсутствие специальных знаний земельных правоотношений, может потребовать дополнительного проведения экспертного исследования. С этой целью возможно приглашение специалиста из кадастра. Он поможет выявить оправданность введения сервитута, либо опровергнет его надобность.
  • Наличие точных пространственных меток. В суд необходимо предоставить документы на земельный участок. Это необходимо для их дальнейшей регистрации в госреестре. В документах определяются общие границы участка, а также зона действия сервитута.
  • Определение ответчика. В роли ответчика может выступать только собственник участка. Именно он является законным лицом. Привлечение в суд сторонних лиц (пользователь, арендатор) не предусмотрено, поскольку они не несут ответственность за участок, находящийся в аренде.

Суд также может назначить плату за пользование участком. Действующими законодательными актами не установлен фиксированный тариф, поэтому судья вправе опираться на судебную практику за предыдущие годы или заключение экспертизы.

При подписании добровольного соглашения на введение сервитута, его регистрация в госреестре осуществляется в присутствии обеих сторон. При принятии судебного акта, все данные подаются в одностороннем порядке заинтересованным лицом (заявителем, истцом).

Оценка сервитута и определение платы

Введение сервитута, пусть даже на небольшой участок земли, приводит к возникновению финансового убытка. В связи с этим, необходимо проведение оценки и выявления платы за ограничения.
На размер оплаты влияет:

  1. Площадь участка, на который налагает ограничение.
  2. Возможность использования участка по назначению, даже при наложении ограничений.
  3. Влияние участка на использование всей территории.
  4. Затраты, возникшие вследствие введения ограничений.
  5. Размер упущенной выгоды.

Посредство изучения сферы использования земли, причинения ущерба и потери выгоды, назначается оплата за введенный сервитут. В некоторых ситуациях, после проведения анализа складывается отрицательное значение. В таком случае можно говорить о том, что сервитут не требует оплаты, поскольку не приносит ущерб владельцу участка.
После проведения оценки и определения платы, составляется соответствующая документация. Она прикладывается к судебному решению или соглашению, является законным обоснованием указанной суммы.

Проведение регистрации сервитута в госреестре: порядок в 2018 году

При подписании добровольного соглашения на введение сервитута, его регистрация в госреестре осуществляется в присутствии обеих сторон. При принятии судебного акта, все данные подаются в одностороннем порядке заинтересованным лицом (заявителем, истцом).
Регистрация сервитута в Росреестре потребует предоставления следующего перечня документов:

  • Заявление о необходимости проведения регистрации.
  • Документы на спорный земельный участок (кадастровый паспорт, номер, выписки и пр.).
  • План межевания с четким выделением зоны действия сервитута.
  • Соглашение на введение сервитута (при обоюдном согласии).
  • Судебный акт (при разбирательстве в суде).
  • Документы, удостоверяющие личность сторон.
  • Документы официального представителя, а также нотариально заверенная доверенность.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Данные о введении сервитута вносятся в реестр в течении нескольких недель после приема документации. В случае, получения выписки, в ней будет значится что участок находится в обременении сервитутом.
Действие сервитута прекращаются автоматически после истечения срока, указанного в условиях документа. Не исключено сокращение сроков при несоблюдении одной из сторон пунктов, прописанных в сервитуте. Вне зависимости от сроков прерывания правовых отношений, все действия должны быть отражены в госреестре ЕГРН.

Обжалование сервитута

Владелец земельного участка может попробовать обжаловать сервитут в случае:

  1. Нарушения прав собственности.
  2. Допущении ошибок в документации.
  3. Необходимости пересмотра условий.
  4. Нарушении сроков регистрации.
  5. Прочие нарушения, которые неприемлемы на взгляд собственника.

Практика показывает, что большинство сервитутов вводится без получения согласия от владельцев земельных участков за счет обращений в суд. Подобные решения могут быть обжалованы, при условии наличия веских причин или нарушения законодательных норм. В любом случае, необходимо предоставление веской доказательной базы и обращение к помощи профессионального юриста.

Новое в законодательстве о публичных сервитутах

С 1 сентября 2018 г. вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ, значительно изменившие правовое регулирование публичных сервитутов.

ЗК РФ был дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в публичных целях», содержащей 13 новых статей. Эти нормы подробно регламентируют процедуру установления публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов. Кандидат исторических наук, доцент Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Алексей Ястребов анализирует эти изменения.

Согласно ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты устанавливаются решениями исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления и местного населения. По сути дела они являются ограничениями права собственности на земельные участки в общественно значимых целях. Публичные сервитуты могут устанавливаться для различных целей, в т.ч. для прохода или проезда через земельный участок, размещения межевых знаков, проведения дренажных работ и др. Но основная необходимость их установления связана с использованием земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения — линий электропередач, тепловых сетей, водопроводных сетей, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, автомобильных дорог и др. Именно установлению этих публичных сервитутов посвящены основные изменения Земельные кодекса РФ.

Законодатель предъявляет особые требования к порядку принятия решения об установлении публичного сервитута. Для этого в уполномоченный орган с соответствующим ходатайством должны обратиться организации, осуществляющие строительство или эксплуатацию линейных объектов — субъекты естественных монополий, организации транспорта, связи и др. ЗК РФ подробно регламентирует содержание этого ходатайства, в частности, в нём должно быть серьёзное обоснование необходимости размещения линейного объекта на конкретном земельном участке. При этом организация должна доказать невозможность размещения соответствующего сооружения на других земельных участках — в границах земель общего пользования, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Если обоснование необходимости установления публичного сервитута не будет соответствовать требованиям, предусмотренным ЗК РФ, уполномоченный орган вправе отказать в установлении публичного сервитута.

Важно отметить, что по общему правилу публичный сервитут в целях размещения линейных объектов не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ведения индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. Но ЗК РФ предусматривает ряд исключений из этого правила. В частности, публичный сервитут может быть установлен на участки, принадлежащие гражданам, если это необходимо для подключения зданий, сооружений к сетям инженерно-технического обеспечения, для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений.

Кроме того, в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если это существенно затруднит или приведёт к невозможности использования земельного участка в течение более чем 3-х месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении других земельных участков. В этих случаях органы власти или местного самоуправления могут принять решения об изъятии соответствующих земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельный кодекс РФ впервые подробно урегулировал процедуру заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута. Оно заключается на основании принятого решения между обладателем публичного сервитута — организацией, эксплуатирующей линейный объект и собственником или другим правообладателем земельного участка. Важным элементом соглашения является плата за публичный сервитут. Она может устанавливаться в виде единовременного или публичного платежа на основе рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком и методических рекомендаций, которые будут утверждены уполномоченным органом власти. Следует отметить, что если сервитут устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, соглашение не заключается.

Проект соглашения направляется правообладателю участка, который в должен подписать его или в течение 14 дней направить обладателю публичного сервитута свои предложения об условиях соглашения. Правообладатель, не согласный с решением об установлении публичного сервитута на его участок, вправе оспорить это решение в суде. Важно подчеркнуть, что пока это дело будет рассматриваться в суде и решение по нему не вступит в законную силу, публичный сервитут осуществляться не будет. Если же в течение 30 дней со дня получения соглашения оно не подписано и обращение в суд также не последовало, организация, эксплуатирующая линейный объект, вправе приступить к осуществлению публичного сервитута до заключения соответствующего соглашения. При этом она должна внести плату за сервитут в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

Читать еще:  Соглашение о выделении доли в натуре

Закон о публичных сервитутах только вступил в силу, поэтому время покажет, как новые нормы будут применяться на практике. По сравнению с ранее действовавшим законодательством они предусматривают упрощение порядка и сокращение сроков размещения объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для развития территорий и обеспечения населения коммунальными ресурсами.

Сервитут земельного участка — руководство по грамотному установлению и пользованию

Хотя понятие сервитута практически незнакомо простому обывателю, плодами его применения пользуются все – получают в дом свет и энергию посредством линий электропередач, тепло и воду благодаря современной системе водоснабжения, имеют качественную мобильную связь, гарантированную наличием большого количества станций-вышек.

Широко распространенные и разветвленные коммуникационные сети проходят повсеместно, сквозь обширные территории на основании вышеупомянутого права ограниченного использования земельных объектов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Участок, в отношении которого возникает сервитут, называется обремененным.

Сервитут разделяется на публичный и частный.

Частный сервитут устанавливается в пользу отдельного гражданина или коммерческого предприятия и подразумевает оформление соглашения между физическими и/или юридическими лицами об ограниченном пользовании земельным участком (к примеру, когда проведение газовых коммуникаций к частному дому возможно только с использованием соседней территории).

Собственник земли может потребовать плату за использование участка другой стороной, хотя соглашение иногда заключается и на безвозмездной основе. Частный сервитут определяется нормами гражданско-правового законодательства и имеет преимущественно договорной характер.

Условия и порядок установления публичного сервитута относятся к сфере применения земельного законодательства и регулируются одноименным кодексом.

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

  • Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  • Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  • Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  • Установка межевых и геодезических знаков.
  • Проведение дренажных работ.
  • Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  • Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  • Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.
  • Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

    1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
    2. Прокладки коммуникаций.
    3. Установки оборудования связи.
    4. Строительных работ.
    5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

    Основания возникновения

    Право ограниченного пользования обременяемой территорией в интересах частных лиц и организаций устанавливается на основании договора (соглашения) и подлежит последующей регистрации в государственном реестре.

    Публичный сервитут вступает в законную силу только после издания соответствующего нормативного акта. Таким документом может являться федеральный закон, акт регионального законодательства субъекта РФ или органов местного самоуправления.

    Основополагающие условия для возникновения сервитута утверждены законодательством.

    Соглашение об обременении прав на землю может заключать только ее владелец. Если земельные угодья принадлежат государству или муниципалитету, а участок предоставлен гражданину для бессрочного пользования, в аренду на длительный срок (более 12 месяцев) или для пожизненного владения с правом наследования, он, в той же мере, что и собственник, уполномочен совершать подобные сделки.

    Сервитут допускается только в случае крайней необходимости, в отсутствие альтернативных решений, в ситуациях, когда нельзя обойтись без вынужденного использования чужой территории.

    Эксплуатация территории по сервитуту должна быть наименее обременительной для законного владельца, т.е. она не должна препятствовать полноценному уходу за почвой, сбору урожая, насаждению деревья, хозяйственных сооружений и т.п.

    Наличие сервитута сохраняет за владельцем все права по распоряжению недвижимостью и земельными ресурсами. Собственность может беспрепятственно отчуждаться в пользу другого гражданина; при этом обременение сохраняется. Смена владельца земли не влияет на сервитут.

    Собственник территории имеет право требовать соразмерную плату за пользование ее ресурсами. Размер платы уточняется владельцем самостоятельно или в результате независимой экспертизы. Обременение сервитутом может носить как постоянный, так и временный характер.

    Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

    Порядок установления

    Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

    Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

    Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

    Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

    Как заключить соглашение сервитут с арендатором земельного участка? Первое, о чем должен позаботиться гражданин при оформлении сервитута, это грамотное составление двустороннего соглашения. Соглашение, или договор, заключается между хозяином обременяемого участка и сервитуарием – субъектом, в интересах которого совершается эта сделка.

    В соглашении (договоре) уточняются все условия и детали сервитута:

    • сведения о сторонах договора (соглашения);
    • информация об участке;
    • план землепользования, на котором выделен обременяемый участок (или его часть);
    • цели и условия возникновения сервитута (прокладка трубопровода, подъезд к дому, размещение мелиоративных сооружений и др.). Детализация информации об использовании позволяет исключить вероятность злоупотреблений со стороны сервитуария;
    • сроки действия сервитута (постоянный или временный);
    • размер платы, порядок и сроки ее внесения.

    Формулировка «соразмерная плата», примененяемая законом (ЗК РФ), является предметом частых споров при подписании соглашений. Судебная практика регулярно пополняется случаями, в которых собственники земли требуют непомерно высокой оплаты права ограниченного пользования их участком.

    Кроме того, гражданину, в первый раз столкнувшемуся с этой проблемой, бывает весьма сложно установить верную сумму денежной компенсации. С целью разрешения подобных споров и сомнений проводится независимая экспертиза, по результатам которой определяется точная стоимость платы за сервитут.

    Прием документов на регистрацию в Едином государственном реестре прав осуществляет Росреестр и его официальные представители – городские и районные МФЦ. Продолжительность регистрации, согласно правилам, актуальным на 2015 год, не превышает 10 дней.

    Скачать образец (шаблон) соглашения об установлении сервитута.

    Необходимые документы

    Обязательный пакет документов для регистрации обременения земельного участка:

  • заявление об установлении сервитута;
  • соглашение или договор об условиях, подписанное обеими сторонами. Если заявление на регистрацию сервитута подает владелец участка, то соглашение можно не предъявлять;
  • паспорта участников соглашения – собственника и сервитуария;
  • документ о регистрации права собственности на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт или кадастровая выписка, но только в том случае, если обременяется часть землевладения. Если же сервитут устанавливается в отношении целого участка, кадастровый паспорт или выписка не требуется;
  • квитанция об уплате госпошлины.
  • Пошлина за наложение сервитута составляет в 2015 году:

    • возникающего в интересах физического лица – 1500 рублей;
    • возникающего в интересах организации (юр.лица) – 6000 рублей.

    Вышеуказанную сумму можно уплатить в любом отделении Сбербанка РФ, получив на руки платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

    Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

    Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

    В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

    Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

    Независимая оценочная экспертиза

    Эта услуга становится все более востребованной как среди физических лиц, так и среди организаций. Довольно сложно оценить возможный ущерб и размеры упущенной выгоды из-за обременения территории. Конечно, при незначительных ограничениях с соседом можно договориться и полюбовно: установить обременение безвозмездно или за скромную плату.

    Но чаще все же приходится обращаться к специалистам – соглашения о сервитутах заключаются не только между сговорчивыми соседями, но и между частными предприятиями, которые заинтересованы в получении выгод в результате вынужденного обременения собственности.

    Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

    При проведении экспертизы оценивается:

    • стоимость земельного участка;
    • факторы, влияющие на стоимость использования территории (населенный пункт, близость к магистрали, назначение земель, наличие развитых коммуникаций и т.д.);
    • размеры упущенной выгоды владельцем обременяемого участка;
    • характер и интенсивность эксплуатации землевладения.

    Собственник должен предоставить экспертам доступ к оцениваемой территории и пакет необходимой документации, в который входят:

    • правоустанавливающие документы;
    • свидетельство о регистрации прав собственности;
    • кадастровый план и выписка из кадастрового паспорта;
    • информация об условиях и целях обременения земельного участка.

    В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

    Правила и порядок обременения, утвержденные законодательством, подробно описаны в данной статье, но при возникновении сложных вопросов и разногласий рекомендуется обращаться к квалифицированным юристам, имеющим солидный опыт судебных споров по земельному праву.

    Образец договора об установлении земельного сервитута вы можете скачать по ссылке «шаблон договора»

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector