Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Расселение аварийного жилья

Расселение граждан из аварийного жилфонда осуществляется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и Федерального закона № 185-ФЗ. Переселение осуществляется по региональным программам с софинансированием из федерального бюджета.

Нормативное регулирование

Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:

  • Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
  • Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
  • национальный проект «Жилье и городская среда»;
  • федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Во исполнение указанных нормативных актов каждый субъект РФ должен утвердить собственную программу переселения из аварийного жилфонда, представить паспорт программы и график переселения в федеральный реестр. Только в этом случае государство гарантирует выделение трансфертов из федерального бюджета.

Где узнать сроки и порядок расселения из аварийных домов

Информацию о графиках переселения можно узнать на сайтах органов власти субъекта РФ. Кроме того, все паспорта региональных программ включаются в единый федеральный реестр и размещаются на портале «Реформа ЖКХ». На этом портале можно узнать:

  • перечень аварийных домов, подлежащих переселению с разбивкой по каждому региону;
  • контроль качества домов, по которым имеются обращения о недостатках качества жилых помещений;
  • сведения о контрактах на переселение, заключенные субъектом РФ;
  • информацию о строящихся домах по программам переселения из аварийного жилья;
  • сведения о построенных домах по программам переселения.

Если ваш дом отсутствует в региональных перечнях, либо представлена недостоверная информация о графике отселения, через портал «Реформа ЖКХ» можно подать официальное обращение.

Кто имеет право на расселение из аварийного жилья

Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.

Дом признается аварийным по следующим правилам:

  • по инициативе жильцов, муниципалитета или Госжилнадзора создается межведомственная комиссия для обследования дома;
  • для обследования привлекаются специалисты и эксперты в сфере недвижимости;
  • проводится обследование несущих конструкций и элементов здания, выполняются расчеты допустимых нагрузок, иные экспертизы;
  • для признания дома аварийным и непригодным для проживания должно подтверждаться существенное разрушение несущей способности конструкций и создание опасности для граждан;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава местной администрации принимает решение о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (в зависимости от степени износа и повреждения конструкций);
  • решение направляется в органы власти субъекта РФ для включения в адресную программу отселения.

Если дом признается аварийным, право на расселение приобретают жильцы всех помещений МКД. Поэтому получить другое жилье или компенсацию смогут наниматели, собственники, члены их семей.

Варианты расселения аварийных домов

Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:

  • жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
  • жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.

Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.

Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:

  • предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
  • выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
  • выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
  • участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.

При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.

Переселение россиян из аварийного жилья может вызвать волну недовольств

В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной.

Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв. м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. «Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева. «Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия».

«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле «метр в метр», то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.

Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2019 года, в стране насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м. Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.

Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств. Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье». Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта. «Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко.

Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан. Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ. В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок. Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.

Читать еще:  Покупка квартиры в новостройке что нужно знать?

Правительство предлагает внести два новых правила в ст. 32 ЖК РФ. Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма). Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.

Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством». Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств. «Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений. Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту». При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения.

По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан. Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме. По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст. 35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами. «Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения. При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.

Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме. Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ. «Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья). Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения. Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь.

Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством. Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц. Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.

Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов. «Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя».

Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная: «Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам».

Переселение россиян из аварийного жилья может вызвать волну недовольств

В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной.

Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв. м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. «Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева. «Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия».

«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле «метр в метр», то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.

Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2019 года, в стране насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м. Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.

Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств. Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье». Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта. «Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко.

Читать еще:  Расторжение договора найма жилого помещения нанимателем

Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан. Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ. В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок. Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.

Правительство предлагает внести два новых правила в ст. 32 ЖК РФ. Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма). Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.

Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством». Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств. «Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений. Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту». При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения.

По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан. Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме. По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст. 35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами. «Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения. При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.

Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме. Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ. «Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья). Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения. Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь.

Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством. Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц. Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.

Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов. «Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя».

Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная: «Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам».

Переселение из аварийного жилья

Срок службы жилья ограничен. Износ технических конструкций, разрушение несущих стен, проблемы с электричеством, газоснабжением и водой могут привести к проблеме аварийности дома. Такие ситуации не остаются без государственной поддержки – людей переселяют в другие районы, а непригодное жилье подвергается сносу. Согласно официальной статистике, с 2002 и после 2019 года расселено порядка 16,36 млн кв. метров, а новое жилье получили 1,06 млн человек.

Однако аварийные дома появляются из года в год. Многие люди слышали о Программе переселения из непригодных жилых объектов, но не знают, каков порядок и условия процесса? Давайте разберем основные этапы механизма расселения аварийных домов в РФ и регионах страны.

Необходимые условия для расселения

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости. Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.

Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.
Читать еще:  Проверка документов при покупке квартиры на вторичном рынке

Аварийное жилье имеет отличие от ветхого и пригодного для проживания людей. В частности, износ такого жилья составляет свыше 70%. Жить в доме опасно для здоровья граждан. Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект. Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

Пример:

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров. Жилье принадлежало муниципальным властям, с которыми был заключен договор социального найма. Дом был построен в 1967 году и попал в Программу по переселению из аварийного жилья. Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь. Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров. Глава семейства обратился с жалобой в отдел по расселению местной администрации. Ему пояснили, что власти гарантируют лишь сохранение жилой площади взамен аварийной. Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет. Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст. 57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

Итак, как расселяют ветхое и аварийное жилье? Во-первых, далеко не все жильцы непригодной жилплощади получают возможность переехать в новый дом или получить компенсацию. Если граждане не входят в одну из перечисленных ниже категорий – процедура их не коснется.

По правилам, в переселении из аварийного дома участвуют:

  • собственники приватизированных квартир и члены их семьи – на основании правоутверждающих документов и выписки из домовой книги;
  • наниматель и члены его семьи – живущие в квартире на основании договора социального найма с муниципалитетом.

Крыша по выбору

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить «равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение».

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле «имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений». Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого «допускается только по соглашению с органом местного самоуправления». А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме «не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме».

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав «в виде предоставления другого жилья в собственность».

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector