Содержание

Земли водного фонда: правовой режим

Правовой режим земель водного фонда: понятие и общая характеристика

Как известно, вода представляет собой неотъемлемую часть жизнедеятельности представителей человеческого общества, а также флоры и фауны. Это одна из основных составляющих природных ресурсов, которая используется и охраняется, а также считается уязвимым,ограниченным и возобновляемым источником жизни населения, которое непосредственно проживает на прилегающей к ним территории. Помимо этого водные ресурсы гарантируют стабильность экономического, социального и экологического благополучия населения и соседствующего с ними миром животных и растений. Исходя из этого начинают подниматься вопросы по поводу целесообразного использования водных объектов и их охраны, как основы всего существующего.

Говоря о водных ресурсах, находящихся на территории РФ, стоит отметить, что их большая часть включена в государственный водный кадастр и является водным фондом Российской Федерации.

Земли, на которых расположены поверхностные воды, а также занятые специальными сооружениями на водных объектах, являются землями водного фонда. Они считаются автономной категорией с 1968 г. и значатся в Основах земельного законодательства.

Водные объекты и их классификация

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Земли водного фонда

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Порядок использования земель водного фонда

Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда. Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу.

Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.

К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:

  • водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
  • земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;
  • зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
  • территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.

Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п. Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты. Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:

  • цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
  • экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
  • правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.

Специальный правовой режим земель водного фонда

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Читать еще:  Как написать заявление на временную регистрацию (образец)

Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.

Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица. Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Особенности правового режима земель водного фонда

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

Читать еще:  Как считается срок владения квартирой?

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности. Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира. Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Форум кадастровых инженеров

Законодательство

Прямой эфир

Prime 31 декабря 2019, 19:11

RusRubti 30 декабря 2019, 08:23

aaaa_bbbb_aaaa 28 декабря 2019, 16:33

JuliaNorda 28 декабря 2019, 12:56

Nuysya 27 декабря 2019, 17:20

aaaa_bbbb_aaaa 27 декабря 2019, 13:05

yut-diana 5 ноября 2019, 15:35

20Ludmila 26 декабря 2019, 08:24

789456 26 декабря 2019, 07:07

Valery800 25 декабря 2019, 12:59

Сотрудничество в кадастровой сфере, удаленная работа

Удаленная работа по созданию схем садовых обществ

Требуется Кадастровый инженер

Вакансия: Подготовка описаний границ

Вакансия — Кадастровый инженер, специализация на ОКС

Сотрудничество с кадастровым инженером

Услуги аттестата кадастрового инженера

Услуги кадастрового инженера на аутсорсе

Кадастровый инженер

Требуется кадастровый инженер и геодезист

  • Технический учет: техпланы и акты обследований32.77
  • Разъяснение законодательства13.56
  • Зоны с особыми условиями использования территории, границы населенных пунктов, объекты землеустройства12.43
  • Межевание: оформление межевого плана10.17
  • Геодезические работы5.65
  • Межевание: согласования5.65
  • Консультации по оформлению недвижимости4.53
  • Примеры документов4.52
  • Законодательство3.39
  • Планировка территории (ППТ и ПМТ)3.39

Правовой режим земель водного фонда

Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Ст. 102. Земли водного фонда.

1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

2. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

3. Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством. Продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.
Ст. 23 Водного кодекса РФ предусмотрено, что участниками водных отношений являются РФ, ее субъекты, муниципальные образования и водопользователи. Водопользователями могут быть граждане и юридические лица. Водопользователь — гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водный объект только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом РФ.

В РФ, как это предусмотрено ст. 34 Водного кодекса РФ, устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности РФ) и собственности субъектов РФ (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передачи в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Читать еще:  Как снять бывшего мужа с регистрационного учета?

В федеральной собственности находятся:

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;

– подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;

– водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

— водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

— трансграничные (пограничные) водные объекты;

— внутренние морские воды;

— территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);

— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

— водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

— иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муниципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

— право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.Право краткосрочного водопользования устанавливается на срок до трех лет, а право долгосрочного водопользования – от трех до двадцати пяти лет.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах: публичного и частного водных сервитутов. Публичным сервитутом является право каждого пользоваться водным объектом общего пользования и иными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством РФ. В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный сервитут). Общим водопользованием признается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.

Земли водного фонда: правовой режим

Правовой режим земель водного фонда отражен в земельном законодательстве. Указанная территория предназначена для возведения построек и зданий, которые необходимы для обеспечения нужд первой необходимости граждан, живущих в этой местности.

Понятие земель водного фонда

Если говорить кратко, то к участку можно отнести некоторые разновидности земель. В частности, это наделы, где есть неглубокая вода, расположенная в пределах объектов водного значения. Можно отметить, что это также участки, которые можно отнести к составной части охраняемой территории. Важно отметить, что участки, на которых находятся неглубокие воды, не получится поделить на несколько наделов. К примеру, если возникает необходимость возведения водоемов искусственного значения в этом месте, то тогда потребуется реализовать процесс реквизиции.

Понятие и состав земель водного фонда, а также правовой режим их использования отражается в положениях земельного законодательства, а также отдельных правовых актов. В частности, это Водный кодекс. Этот закон говорит о том, что воды рассматривать можно важнейшим элементом природы. Данным ресурсам свойственно то, что они могут возобновляться. При этом, всегда нужно понимать, что объем их ограничивается, так как вода и прочие ресурсы относятся к уязвимым.

ВНИМАНИЕ . Водные отношения подразумевают, что включают они разные водные территории и отдельно взятые участки.

Для примера, это неглубокая вода или участки земель, которые ими покрываются. Также аналогичные правила применяются в отношении пограничных зон, которые располагаются в пределах берега и на дне водного объекта. В отношении каждого объекта использования можно сказать, что он может выступать в качестве основного элемента, который требуется для обеспечения нормального функционирования нормальной деятельность граждан. Это говорит о создании благоприятной сферы в плане экономики, экологии и социальных отношений. Среди составляющих водного фонда можно назвать разного рода наделы, которые вошли в состав водных кадастров.

Данный акт рассматривается как основная база, содержащая информацию о водных территориях. Также в ней отражены сведения о направлениях использования и гражданах, которые пользуются землями.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Как перевести в другую категорию

Для водного, лесного фонда и земель запаса установлены в законодательстве отдельные правила, применяемые в случае перевода указанных категорий в другие. Говоря о правовом режиме таких участков, нужно отметить, что он определяется в зависимости от того, каково максимальное количество объектов находится на указанной территории. При этом на эти строения устанавливается правомочие собственности органов государственной власти. Это предусматривает то, что частные лица и предприятия, муниципальные органы могут владеть небольшими участками водоемов и наделами, которые прилегают к нему. Важно обратить внимание на то, что данный факт должен подтверждаться при помощи официальной документации.

В законодательстве отражена возможность относительно того, что водные объекты могут быть отчуждены. В данной ситуации предусматривается действие принудительного порядка. К примеру, это происходит, когда участки прибрежного типа находятся в собственности разных субъектов. Эти объекты имеют особенность, которая заключается в том, что отдельно друг от друга они не могут существовать.

ВАЖНО . Положения закона, разработанного на федеральном уровне, под № 172, указывают, что надел, который по документам принадлежит негосударственной организации, может на законных основаниях изыматься.

В данной ситуации реализуется перевод одной категории использования в другую. К примеру, можно сказать, что это происходит, если на официальном уровне земельный надел не имеет отношения к водному фонду. Это указывает на то, что государство может отнести надел к таким объектам, если возникает необходимость. Важно понимать, что в законах отражены правила о выплате гражданину компенсации, если произошло принудительное изъятие собственности.

Прежде чем принять такое решение, обязательно собственнику направляется уведомление.

Принципы, действующие во время смены категории

Если говорить про основные аспекты правового регулирования, то потребуется отметить и про ситуации со сменой категорий наделов. Земельное законодательство говорит о том, что местные и федеральные власти могут возводить на указанных местностях разного рода объекты, в частности, речь идет про создание водоемов искусственного назначения. В данной ситуации не возникает необходимости выводить имущество из собственности граждан. Происходит это посредством использования реквизиции. Надел предоставляется во временное использование пока не будут завершены все работы.

Важно отразить, что в законодательных актах не отражаются конкретные сроки, в течение которых производятся такие работы. По этой причине временной промежуток может длиться пару лет, а может и два десятка. На данный момент влияет то, кто выступает в качестве собственника надела. Кроме того, скажется и то, каким будет основное назначение земельного участка. Не стоит забывать про масштабность, присущую планируемой деятельности. Гражданин должен понимать, что он не может доказать наличие у него правомочий собственности, если нет соответствующей документации. Если возникла ситуация, что государственный орган изымает земельный надел, то в автоматическом порядке будет изыматься водная территория.

Нюансы назначений водной территории

Особенности применения положений водного законодательства заключаются в том, что участки и воды данного фонда и их использование, права собственности, охраняются государством. Как было указано ранее, в отношении указанных объектов может быть установлено правомочие собственности частного лица или предприятия. При этом, часто указанные зоны требуют хорошей охраны, в частности, затрагивает это источников воды, которые применяются в хозяйственных целях и для питья.

Данные объекты подразумевают, что устанавливаться будет специальный правовой режим использования. В качестве охраняемой водной территории можно указать зоны, которые имеют присоединение к водным объектам, где действует специальный режим охраны. Отражены такие положения в Водном кодексе. Рассматриваемый статус потребуется установить для того, чтобы сохранить территории в определенном состоянии. При этом учитывается соответствие нормам экологического значения.

ВНИМАНИЕ . В отношении территории охраняемого типа нужно установить защиту. Это касается укрепления прибрежной зоны, где будет действовать запрет на разделение участков, вырубку леса, применение грунта и строительство ферм. Также важно понимать, что можно делать на рассматриваемой территории, а что нельзя. В случае нарушения установленных правил гражданин может привлекаться к установленной ответственности.

Водный закон указывает на основные моменты, которые применяются при охране участка. На нем действует конкретный правовой режим. Для каждой водной зоны закрепляется перечень работ, которые допустимо проводить. Они связываются с обеспечением сохранности ресурсов и производством очистки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector