Содержание

Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения это

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 — 5.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Ст. 87 ЗК РФ

1. Статья 87 ЗК для характеристики данной категории земель использует наименование «земли промышленности и иного специального назначения». Полное наименование данной категории земель включает перечисление всех их видов.

В соответствии со ст. 87 ЗК к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Это самостоятельная категория земель. Поэтому предоставление земель для объектов обороны и иного специального назначения нередко обусловлено их предварительным изъятием или выкупом с соответствующим возмещением для государственных нужд. Однако при изъятии, например, земель связи для нужд обороны не должен производиться перевод таких земель из одной категории в другую.

Земли специального назначения располагаются за границей земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

Предусмотренная законодательством «предназначенность», т.е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлена на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90 ЗК. Порядок такого резервирования установлен ФЗ о резервировании земель и должен быть детализирован Правительством РФ.

Примером законодательного регулирования резервирования земель является также положение п. 1 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которым территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Такая «предназначенность» земель специального назначения подразумевает запрет их предоставления частным лицам, а на уже предоставленных — нежелательность застройки. Исходя из этого резервирование земель можно определить как деятельность, направленную на ограничение и (или) изъятие земельных участков из оборота с целью их перспективного использования по определенному назначению.

2 — 4. Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются ст. 87 ЗК на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Статьей 87 ЗК определены лишь типичные виды земель специального назначения, поскольку все специальные задачи, для которых они могут предоставляться, закреплять в ЗК нет необходимости. Особенности правового режима земель специального назначения устанавливаются законодательством и учитываются при зонировании территорий.

В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации различных объектов могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. Поэтому многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а государственные организации, эксплуатирующие объекты на них, освобождены от платы за землю.

5 — 6. Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

1) Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, земли специального назначения могут находиться не только в государственной, но и в муниципальной собственности. Нахождение отдельных земельных участков из состава таких земель (например, земель связи) в частной собственности также не запрещено, но существенно ограничено, поскольку многие земли специального назначения отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в нем. Поэтому п. 6 ст. 87 ЗК ориентирует на то, что земли специального назначения «могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования».

Земли специального назначения — промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного значения

Необходимость установления особого порядка использования земель под объектами промышленности, транспорта и иного назначения, осознанная еще в середине XIX века, продолжает оставаться актуальной и в настоящий момент.

Земельный кодекс РФ подразделяет все земли на категории в зависимости от их назначения. Самостоятельной категорией согласно Земельному Кодесу РФ (глава XVI ЗК РФ) являются земли промышленности и специального назначения, обладающие особым правовым режимом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Понятие и состав

Право на использование промышленных земель возникает на основании Земельного кодекса. Состав земель включенных в категорию определяется в зависимости от целей их использования.

Статья 87 ЗК РФ различает земли:

  • промышленности;
  • энергетики;
  • транспорта;
  • связи, телевидения;
  • обеспечения космической деятельности;
  • обороны и безопасности;
  • земли иного или специального значения.

Законодательная база

Земли из всех категорий и иного специального назначения находятся под действием следующих законов:

Читать еще:  Как принимать квартиру в новостройке

Правовой режим

Признаки земель специального назначения:

  • Земельное законодательство оставляет список земель, включенных в данную категорию, открытым в силу разнообразия задач, требующих выделения соответствующих земельных участков и зон.
  • Общим признаком категории является то, что земли не являются сельскохозяйственными.
  • Правовой режим зависит от правового статуса той организации или предприятия, которое будет использовать земли.
  • Основным признаком этого вида земель является расположение за чертой населенных пунктов.
  • Предусмотрено две разновидности земель – ленточная (например, при строительстве трубопровода) и разрозненные участки.
  • Оборот земель ограниченный, т.е. они не могут быть получены в частную собственность, либо это возможно в редких случаях.
  • Имеет значение соседство со смежными землями иного правового режима, например, сельскохозяйственными угодьями. Создаются охранные зоны со специальным режимом в местах такого соседства для обеспечения безопасности (например, запрет на разведение открытого огня рядом с ЛЭП).
  • При определении режима учитывается обстановка, складывающаяся в данной местности, например, введение военного положения.
  • При выделении участков должно быть выполнено требование по рациональному использованию территорий.
  • Природоохранный принцип заключается в стремлении к сохранению экологии местности.

Для обороны и безопасности

Земли для обороны и безопасности используются в оборонительной деятельности самых разных видов войск. Предоставляются оборонным предприятиям и военным частям для строительства, разработки и ремонта вооружения, а также для хранения запасов и ценностей (с. 93 ЗК РФ).

Государственная граница РФ также причисляется к этой категории и представляет собой линию, определяющую границы государства.

Для транспорта

Участки, которые переданы под автомобильные и железные дороги, гражданскую авиацию, водные виды транспорта, под сооружения для их обслуживания и отводы дорог.

  • Особенности земель для ж/д транспорта заключаются в том, что прилегающие к линиям федеральных ж/д путей земли служат для построения сооружений по обслуживанию ж/д транспорта – полосы отвода железных дорог.
  • Для обеспечения эксплуатации автомобильного транспорат предоставляются участки под строительство дорог, размещение автовокзалов, полос отвода автодорог. Полосы отвода могут сдаваться в аренду гражданам и юридическим лицам.
  • Для гражданской авиации предоставляются территории под строительство аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос и др.объектов. Существует ряд ограничений по размещению аэропортов близко к населенным пунктам (Воздушный кодекс РФ).

Следует отметить, что категория земель для транспорта не включает земли для энергетики.

Для связи, радиовещания, телевидения, информатики

Участки, на которых размещаются предприятия связи, кабели наземные и подземные, усилительные пункты, здания для их обслуживания.

К ним же относятся отделения почтовой связи, которые обязательно вносятся в проекты и планы населенных пунктов согласно ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ «О почтовой связи».

Для обеспечения космической связи

  • Используются для размещения зданий и сооружений организаций, занимающихся космической деятельностью, в т.ч. разработкой, испытаниями, использованием космической техники, материалов и технологий.
  • В рамках ст. 92 ЗК РФ для обеспечения космической связи предоставляются участки под космодромы,центры управления, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления и т.д.

Районом падения частей ракет может оказаться и территория, находящаяся в частной собственности. Для таких ситуаций предусмотрен порядок возмещения убытков (Постановление Правительства РФ от 31.05.1995 N536).

Для энергетики

В рамках законодательства предоставляются участки под гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, хранилища ядерных отходов, подстанций, распределительных станций и т.д.

Правовой режим этих территорий предусматривает создание санитарно-защитных зон вокруг них. Размер зоны устанавливается при расчетах мощности объекта, а также возможных экологически неблагоприятных последствий при аварии на нем.

Полезную информацию о землях для энергетики можно найти в отдельной статье.

Для промышленности

Выделяются под промышленные объекты, а также административные и хозяйственные строения, обеспечивающие эту деятельность. Выделяется два типа земель внутри этой категории:

  • участки, которые используются для размещения производственных предприятий;
  • участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых горнодобывающей промышленности.

Подробнее о землях промышленного назначения читайте тут.

Изменение категории

Процедура перевода земель из одной категории в другую регламентируется ФЗ от 21.12.2004 N172-ФЗ. Перевод земель предусматривает следующий алгоритм действий:

  1. При необходимости проводится государственная экспертиза на предмет возможности перевода земельного участка в другую категорию.
  2. Подается ходатайство гражданином РФ, либо организацией о переводе участка. Ходатайство включает в себя:

  • номер земельного участка в кадастре;
  • право на участок (реквизиты и наименование правоустанавливающих документов);
  • причины и основания для перевода;
  • существующую категорию земель и категорию, в которую их планируется перевести.
  • К ходатайству прилагаются следующие документы:

    • выписка из государственного кадастра со сведениями об участке земли;
    • копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
    • выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество о правах на участок;
    • результаты государственной экспертизы;
    • согласие на собственника на перевод.
  • Рассмотрение ходатайства занимает примерно 1-2 месяца.

    Подробно о том, как перевести земли сельхозназначения, ИЖС и лесного фонда в промышленные, рассказано тут, а о том, как осуществить перевод промышленных земель в другую категорию, написано здесь.

    Заключение

    Земельные участки особого назначения представляют собой довольно разнообразную категорию, различающихся по целям и особенностям использования территорий, что отражено в их правовом режиме. Необходимость выделения этих территорий обусловлена потребностями обеспечения функционирования объектов транспорта, связи, обороны и промышленности.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения это

    Анализ рыночных цен и иной инфо о ЗУ

    Капитализация рентного дохода

    Затраты, необходимые для поддержания природного/ресурсного потенциала ЗУ

    земли городских или сельских населенных пунктов

    земли огороднических, садоводческих, дачных объединений

    земли лесного фонда

    * иные категории земель вне городских и сельских населенных пунктов

    иные категории земель вне городских и сельских населенных пунктов

    Правовой режим земель особо охраняемых территорий (ООТ)

    Понятие и состав земель ООТ

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий

    Правовой режим иных особо охраняемых территорий

    Понятие и состав земель ООТ

    Впервые выделена в России – 90 гг.(до этого входило в пром, транспорт и т.п. спец.тер.; далее – земли рекреационного назначения)

    Основы правового режима – гл.17 ЗК РФ (ст.94-100)

    Ст. 94 Земли ООТ — земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

    Основные черты правового режима ООТ:

    особо ценное природное социальное значение земель;

    преобладает охранительный аспект;

    полностью частично изъяты из хозяйственного использования;

    изъяты (не могут предоставляться в частную собственность и объектами гр.оборота) ограничены в обороте (не могут предоставляться в частн.собств., за искл.сл. по ФЗ);

    находятся преимущественно в публичной собственности (могут приадлежать частным лицам в сл., предусмотренных зд);

    нередко ограничивают правовой режим смежных с ними ЗУ. На прилегающих территориях часто создаются охранные зоны, либо округи со специальным режимом хозяйства.

    П.2 ст. 94 К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

    1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

    2) природоохранного назначения;

    3) рекреационного назначения;

    4) историко-культурного назначения;

    5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

    — Правительство РФ, ОИВСРФ, ОМСУ имеют право устанавливать иные виды земель ООТ (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

    По значению ЗООТ подразделяются:

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий

    — ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33 — ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

    — ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

    К землям особо охраняемых природных территорий относятся:

    — земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных,

    — государственных природных заказников,

    — территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

    — земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

    1) Назначение — обеспечение сохранности природных комплексов и отдельных природных объектов. Поэтому на этих землях, за искл. территорий традиционного природопользования и лечебных местностей и курортов, запрещается деятельность, не связанная с их сохранением и изучением.

    2) Изменение целевого назначения ЗУ или прекращение прав на землю, для нужд, противоречащих целевому назначению, не допускается.

    3) Земли, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками — изъяты из оборота, остальные – ограничены в обороте.

    4) В целях защиты от неблагоприятного антропогенного воздействия на прилегающих ЗУ могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хоз. деятельности.

    В обязательном порядке охраняемые зоны устанавливаются для заповедников, памятников природы, национальных парков и природных парков. Для остальных видов ООПТ создание таких зон и округов необязательно.

    Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

    5) Для создания новых или расширения существующих ООПТ ОГВС РФ могут принимать решения о резервировании земель, которые в будущем предполагаются объявить ООПТ. Такое решение является основанием для ограничения хоз.деят. на этих ЗУ и последующего изъятия таких земель, в том числе путем выкупа.

    6) Исключительно в федеральной собственности могут находится заповедники и национальные парки.

    В федеральной региональной собственности могут находится заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

    Традиционного природопользования и курорты — фед.рег.мест.собств.

    7) На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

    1) предоставление садоводческих и дачных участков;

    2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

    3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

    4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

    Правовой режим иных особо охраняемых территорий

    Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

    Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

    1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

    Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

    1) земли промышленности;

    2) земли энергетики;

    3) земли транспорта;

    4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    5) земли для обеспечения космической деятельности;

    6) земли обороны и безопасности;

    7) земли иного специального назначения.

    Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

    3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

    5 — 5.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

    6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

    Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

    При таком положении суд первой инстанции правильно констатировал, что Совет вправе изменить правовое регулирование налоговых отношений, субъектами которых являются налогоплательщики, осуществляющие деятельность по недропользованию на земельных участках, отнесенных в соответствии со статьями 7 и 87 Земельного кодекса Российской Федерации к категории земель Российской Федерации, используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, следовательно, правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования о признании недействующим пункта 1.1 Решения Совета от 10 июня 2016 г.

    Разрешая спор, суды руководствовались статьями 56, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

    Разрешая спор, суды руководствовались статьями 56, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

    Руководствуясь пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», и установив, что земельный участок, являвшийся предметом договора аренды от 16.11.1995, относится к землям железнодорожного транспорта, расположен в полосе отвода железной дороги, пришли к выводу о его принадлежности в силу закона к федеральной собственности.

    Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе межевое дело и заключение судебной экспертизы от 04.04.2016, приняв во внимание постановление администрации Воронежской области от 30.12.2005 N 1239 «Об утверждении показателей отнесения автомобильных дорог общего пользования к собственности Воронежской области» (далее — Постановление N 1239) и Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Воронежской области (далее — Перечень), руководствуясь статьями 6, 87, 90, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, приведенными в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.

    Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе техническую документацию на сооружение, кадастровое дело земельного участка, руководствуясь статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», приняв во внимание результаты землеустроительной экспертизы и результаты определения координат границ спорных земельных участков, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Комитета.

    При установленных обстоятельствах, руководствуясь статьями 7, 17, 27, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», разъяснениями, изложенными в пунктах 52, 53, 57, 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования министерства на спорный земельный участок.

    Согласно статьям 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 7, 85, 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 42 Воздушного кодекса Российской Федерации, распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 16.09.1992 N 444-р, суд пришел к выводу, что достоверной следует считать информацию об использовании земельного участка для размещения авиационно-ремонтного завода. К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками, в том числе ремонтными заводами гражданской авиации. Такие объекты (наряду с объектами единой системы организации воздушного движения) относятся к объектам воздушного транспорта. Действующим законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия отнесения зданий, строений, сооружений авиационно-ремонтного завода к объектам воздушного транспорта их нахождение в федеральной собственности и системной связи с объектами единой системы организации воздушного движения.

    Кроме того, в соответствии с Законом N 252-ФЗ статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена в том числе пунктом 5.1 следующего содержания: «Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.». При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зон (далее — форма документа).

    Кроме того, в соответствии с Законом N 252-ФЗ статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации дополняется в том числе пунктом 5.1 следующего содержания: «Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.».

    Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться в состав земель промышленности и иного специального назначения; земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (пункт 3).

    В этой связи необходимо отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального назначения пунктом 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом, определяется:

    Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения это

    Анализ рыночных цен и иной инфо о ЗУ

    Капитализация рентного дохода

    Затраты, необходимые для поддержания природного/ресурсного потенциала ЗУ

    земли городских или сельских населенных пунктов

    земли огороднических, садоводческих, дачных объединений

    земли лесного фонда

    * иные категории земель вне городских и сельских населенных пунктов

    иные категории земель вне городских и сельских населенных пунктов

    Правовой режим земель особо охраняемых территорий (ООТ)

    Понятие и состав земель ООТ

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий

    Правовой режим иных особо охраняемых территорий

    Понятие и состав земель ООТ

    Впервые выделена в России – 90 гг.(до этого входило в пром, транспорт и т.п. спец.тер.; далее – земли рекреационного назначения)

    Основы правового режима – гл.17 ЗК РФ (ст.94-100)

    Ст. 94 Земли ООТ — земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

    Основные черты правового режима ООТ:

    особо ценное природное социальное значение земель;

    преобладает охранительный аспект;

    полностью частично изъяты из хозяйственного использования;

    изъяты (не могут предоставляться в частную собственность и объектами гр.оборота) ограничены в обороте (не могут предоставляться в частн.собств., за искл.сл. по ФЗ);

    находятся преимущественно в публичной собственности (могут приадлежать частным лицам в сл., предусмотренных зд);

    нередко ограничивают правовой режим смежных с ними ЗУ. На прилегающих территориях часто создаются охранные зоны, либо округи со специальным режимом хозяйства.

    П.2 ст. 94 К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

    1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

    2) природоохранного назначения;

    3) рекреационного назначения;

    4) историко-культурного назначения;

    5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

    — Правительство РФ, ОИВСРФ, ОМСУ имеют право устанавливать иные виды земель ООТ (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

    По значению ЗООТ подразделяются:

    Правовой режим особо охраняемых природных территорий

    — ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33 — ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

    — ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

    К землям особо охраняемых природных территорий относятся:

    — земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных,

    — государственных природных заказников,

    — территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

    — земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

    1) Назначение — обеспечение сохранности природных комплексов и отдельных природных объектов. Поэтому на этих землях, за искл. территорий традиционного природопользования и лечебных местностей и курортов, запрещается деятельность, не связанная с их сохранением и изучением.

    2) Изменение целевого назначения ЗУ или прекращение прав на землю, для нужд, противоречащих целевому назначению, не допускается.

    3) Земли, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками — изъяты из оборота, остальные – ограничены в обороте.

    4) В целях защиты от неблагоприятного антропогенного воздействия на прилегающих ЗУ могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хоз. деятельности.

    В обязательном порядке охраняемые зоны устанавливаются для заповедников, памятников природы, национальных парков и природных парков. Для остальных видов ООПТ создание таких зон и округов необязательно.

    Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

    5) Для создания новых или расширения существующих ООПТ ОГВС РФ могут принимать решения о резервировании земель, которые в будущем предполагаются объявить ООПТ. Такое решение является основанием для ограничения хоз.деят. на этих ЗУ и последующего изъятия таких земель, в том числе путем выкупа.

    6) Исключительно в федеральной собственности могут находится заповедники и национальные парки.

    В федеральной региональной собственности могут находится заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

    Традиционного природопользования и курорты — фед.рег.мест.собств.

    7) На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

    1) предоставление садоводческих и дачных участков;

    2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

    3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

    4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

    Правовой режим иных особо охраняемых территорий

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector