Содержание

Кадастровая стоимость земли в 2018 году: изменения

В публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка (Московская область), принадлежащего предприятию на праве собственности, изменилась по сравнению с 2018 годом. Дата внесения стоимости в базу — 15.01.2019. С какого момента новая кадастровая стоимость земельного участка используется для расчета налоговой базы по земельному налогу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новая кадастровая стоимость земельного участка должна применяться в целях исчисления земельного налога с 01.01.2019.

Обоснование вывода:
В общем случае налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абзац 1 п. 1 ст. 391 НК РФ).
При этом п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019) предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда изменение кадастровой стоимости производится:
— вследствие исправления ошибок, допущенных при ее определении;
— по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда;
— вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения его площади.
Однако в рассматриваемой ситуации изменение кадастровой стоимости произошло не вследствие указанных причин, являющихся исключением из общего правила.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», далее — Закон N 237-ФЗ).
Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень объектов оценки (ч. 4 ст. 14, ч. 5 ст. 13 Закона N 237-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (исключения не имеют к рассматриваемой ситуации отношения).
Когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию КС РФ, выраженную в постановлении от 02.07.2013 N 17-П. Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ, п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28, письмо Минфина России от 23.01.2018 N 03-05-05-01/3202).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки» (далее — Распоряжение N 15ВР-1633) утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда на дату Государственной кадастровой оценки — 01.01.2018 (п. 1 названного Распоряжения).
Причем согласно п. 5 Распоряжения N 15ВР-1633 оно вступает в силу через один месяц после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2019.
Из прямого прочтения положений Распоряжения N 15ВР-1633 следует, что 01.01.2018 — это дата, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость объектов (ч. 4 ст. 14 Закона N 237-ФЗ), а датой вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является 01.01.2019. Причем положения Распоряжения N 15ВР-1633 не указывают на возможность применения результатов оценки, утвержденных этим нормативным актом, в периодах ранее 01.01.2019. То есть обратной силы данный документ не имеет (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Поскольку дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН и не датой, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость (01.01.2018), то новая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Распоряжением N 15ВР-1633 в 2018 году, должна в рассматриваемой ситуации применяться в целях исчисления земельного налога с 2019 года (письмо Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

23 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Кадастровая стоимость в 2018 году: как устанавливается, изменение, уменьшение

Информация о компании

Компании и рынка

Помощь в любых вопросах

Документы и справки

Документы и справки

Кадастровая стоимость в 2018 году: как устанавливается, изменение, уменьшение

Многие законодательные требования, которые предъявляются к владельцам недвижимости, зависят и исчисляются от стоимости таких объектов. Например, по такому принципу осуществляется расчет налога на землю. Но фактически определить реальную стоимость имущества невозможно, так как на рынке цены меняются практически каждый день. Чтобы избежать трудностей при исполнении указанных требований, используется категория кадастровой стоимости недвижимости.

Этот термин характеризуют оценочный показатель квартиры, жилого дома, земли или другой недвижимости, который определяется государством с учетом отдельных характеристик объекта. Кадастровая стоимость выносится на определенный промежуток времени, поэтому повышение спроса на землю в вашем районе не станет причиной роста земельного налога.

С одной стороны, установление такого института помогает упростить осуществление определенных распорядительных функций государства, например, предоставления в аренду земли или взимание налогов. Но прямое влияние власти на частную собственность порождает ряд проблем, связанных с постановкой высокой кадастровой стоимости без адекватных причин. Для владельца это означает повышение налогов и государственных пошлин за сделки с землей. Чтобы защитить права собственников, государством введена возможность пересмотра кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка

Кадастровая стоимость земли влияет на налоговые отношения. Она устанавливается по причине необходимости внесения обязательных платежей в соответствующий бюджет при осуществлении сделок с землей. Если бы при отчуждении земли налоги рассчитывались от рыночной стоимости, стороны бы специально занижали договорную цену, чтобы избежать взноса больших налоговых платежей.

Кроме налоговой сферы, кадастровая стоимость влияет на характер осуществления следующих действий с землей:

  • на покупку или продажу земли, а также получение недвижимости в дар;
  • приобретение участка в ипотеку;
  • для расчета платежей за участки, которые отдаются муниципалитетом гражданам или организациям;
  • в работе судебных приставов, когда необходимо реализовать имущество должника;
  • в рамках процедуры по выделению фактической доли при общем владении землей несколькими собственниками;
  • для расчета состояния имущества, которое принадлежит юр. лицам и ИП.

В связи с тем, что данная категория используется при осуществлении властных полномочий, а также несет серьезные юридические последствия, она должна официально закрепляться и храниться в единой базе данных, из которой можно было бы в любое время получить необходимую подтвержденную информацию.

До 2017 года таким местом был государственный кадастр недвижимости. Он включал в себя все технические особенности на любую недвижимость, включая и кадастровую стоимость. Фактически существовало единое ПО АИС «ГКН», которое находилось в ведении Росреестра. Именно с этой системой и работали специалисты при внесении или предоставлении информации.

Но с введение закона о регистрации, который начал действовать в 2017 году, ГКН был объединен вместе с базой прав в Единый государственный реестр недвижимости. Закон предполагал создание единой базы данных, в которой должны содержаться все необходимые сведения о недвижимости. Но уже больше года введение такой базы откладывается, так как необходимое техническое обеспечение еще не создано. Фактически все сведения до сих пор содержатся в АИС «ГКН», только в официальных документах прописывается база ЕГРН.

Но 2017 ознаменовался и другими изменениями в законе.

  • Налог на землю стал взиматься из расчетов с использованием данной категории.
  • Одновременно по всей стране местные власти увеличили величину такой стоимости. В определенных регионах произошло двукратное повышение, а где-то кадастровая стоимость выросла в двадцать раз.

Представьте ситуацию, что владелец земли в 30 соток, например, обычная школа, платил ежегодно земельный налог в сто тысяч рублей. При повышении кадастровой стоимости в два раза величина налога аналогично выросла до двухсот тысяч в год. А если этот показатель вырос в десять раз?

Читать еще:  Как оформить право собственности на земельный участок

Законом не предусмотрены сроки для обязательного установления кадастровой стоимости, но каждые пять лет она должна обновляться с учетом объективных изменений. Чтобы не дожидаться очередной смены кадастровой стоимости и не платить необоснованные налоги, можно прибегнуть к процедуре уменьшения стоимости.

Как узнать кадастровую стоимость

Прежде чем приступать к изменению кадастровой стоимости необходимо узнать ее величину. Есть ряд вариантов получить такие данные, которые отличаются характером предоставляемых сведений.

Получения официальных сведений через сайт Росреестра

Для этого необходимо следующее.

  1. Найти официальный ресурс Росреестра.
  2. Из предложенного списка выбрать нужную информацию.
  3. Ввести анкетные данные и сведения о запрашиваемом участке.
  4. Оплатить услугу (цена получения электронных сведений двести пятьдесят рублей).
  5. Через несколько дней вы получите нужную информацию на свой адрес электронной почты.

Такой способ необходим для получения официальной информации для судов, при обжаловании решений или действий, при осуществлении юридических действий с землей. В результате вы получите электронный файл сведений, которые будут удостоверены цифровой подписью.

Использование публичной кадастровой карты

Чтобы без затрат получить сведения, можно посетить публичную кадастровую карту. Это специальный ресурс Росреестра, который содержит в себе информацию о недвижимости, не составляющую тайну.

Чтобы узнать кадастровую стоимость, необходимо следующее:

  1. Добавить кадастровый номер участка в строке поиска.
  2. При нахождении объекта открыть подробную справку по нему.
  3. В характеристиках найти требуемую величину.

Такие сведения не могут служить официальным источником информации для государственных структур, так как не подтверждаются юридически значимыми документами. Поэтому такой способ подходит для получения справочной информации.

Получения сведений из Государственного Фонда данных

Фонд данных содержит в себе подробную информацию о геодезических и землеустроительных процедурах, которые проводились с участком. Ведет такой фонд все тот же Росреестр, поэтому информацию из него можно получить через электронные услуги на официальном сайте.

Существует интересная особенность таких сведений: в представленных данных содержится подробная информация о порядке исчисления кадастровой стоимости. Содержащиеся в фонде документы дадут полную картину о факторах, которые повлияли на решение соответствующего органа оценки.

Оспаривание кадастровой стоимости

Пересмотр кадастровой стоимости и его порядок регламентируется законом об оценке в РФ. Этот НПА указывает на возможность изменения установленный величины через административную комиссию, созданную при Росреестре, или судебным способом.

Правом на пересмотр стоимости наделены следующие субъекты:

  • физические лица, если показатель кадастровой стоимости задевает его права или обязанности;
  • организации, чьи права также затрагиваются изменением кадастровой стоимости;
  • муниципалитеты при рассмотрении статуса муниципальной земли;
  • определенные органы, которые могут распоряжаться землей региона.

Законом предусмотрено, что первоначально вопрос об изменении кадастровой стоимости должен решаться в комиссии Росреестра, а уже в случае получения отказа или затягивании вынесения решения более чем на месяц, можно обращаться в суд. Из этого правила есть исключение: граждане могут напрямую направлять заявление в суды, без предварительного прохождения административных процедур.

Существует несколько оснований для возможности обжалования величины кадастровой стоимости:

  • ошибка в сведениях о недвижимости, которые применялись при расчетах кадастровой стоимости объекта;
  • рыночная стоимость была установлена одновременно с кадастровой.

Для получения сведений о возможных ошибках при расчете кадастровой стоимости стоит прислать запрос следующим исполнителям:

  • организации, которая осуществляла расчеты кадастровой стоимости;
  • в региональное Управление Росреестра.

Такие сведения запрашиваются через официальный запрос с указанием необходимой для получения информации. Такие данные должны быть отправлены вам через семь дней.

Но перед тем как направлять запрос, необходимо узнать, в результате чьих действий были сделаны изменения. Для этого надо написать в кадастровую палату.

Для обжалования кадастровой стоимости в комиссии Росреестра необходимо подать соответствующее заявление.

К нему в обязательном порядке должен быть приложен следующий набор бумаг:

  • выписка из ЕГРН на объект;
  • подписанная нотариусом копия правоустанавливающего документа;
  • документы, полученные от исполнителя, которые указывают на возможные недостоверные сведения при оценке или специальную бумагу о расчете рыночной стоимости.

Иные документы прикладываются по решение заявителя. Комиссия должна рассмотреть такое заявление в течение месяца с момента его подачи.

В рамках семидневного срока после регистрации заявления комиссия обязана:

  • определить дату и время рассмотрения заявления;
  • уведомить об этом муниципалитет, где находится недвижимость;
  • уведомить заявителя.

Любые действия проведенной комиссии можно обжаловать в суды, при этом само разбирательство не будет относиться к оценке решения. Исследоваться будет сама возможность изменения кадастровой стоимости без учета соответствующего решения.

Особенности кадастровой стоимости

  • Кадастровая стоимость рассчитывается по техническим особенностям недвижимости, без влияния субъективных факторов, например, ремонта или вида из окна.
  • Кадастровая стоимость считается относительно одного квадратного метра.
  • Категория зависит от назначения объекта недвижимости: земля под предпринимательство будет стоить дороже.
  • При оценке учитываются соседние объекты недвижимости, например, аналогичные участки или частные дома.

Советы специалистов

Законодателем закреплена подробная процедура расчетов кадастровой стоимости. Но разногласия и пробелы порождают спорные моменты, которые связаны как с действиями органов власти, так и независимых оценочных организаций.

Юристы рекомендуют придерживаться следующих правил.

  • Не стесняйтесь подавать заявление на изменение кадастровой стоимости: вам это ничего не будет стоить, но вы получите реальный шанс уменьшить величину налога на землю.
  • Гражданам рекомендуют обращаться сразу в суды, так как административные комиссии в большей степени предпочитают оставлять кадастровую стоимость без изменения. Уменьшение проводится только в точно обоснованных случаях.
  • Уточняйте, внесены ли изменения в ЕГРН. Так как налоговая берет всю информацию с этой базы данных.

Поправки по земельному налогу с 01.01.2018

Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки в НК РФ в отношении разных налогов. В том числе два изменения коснулись земельного налога.

Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.10.2017 и действует в целом с 01.01.2018.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение вида использования или категории земельного участка

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Законодатели определились по-другому

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

Читать еще:  Как изменить статус земельного участка

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

К сведению: согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);

СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;

КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);

СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

Льгота по земельному налогу – документы необязательны

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@ направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2020 году

Независимо от права собственности кадастровая стоимость земли до 2017 года определялась по № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а затем по №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Определение ее требуется не только государству для налогообложения, но и владельцам, арендаторам земельных участков. Результаты оценки вносят в ЕГРН, ведением его занимается Росреестр.
Точная реальная стоимость земли по итогам кадастровой оценки необходима владельцам и пользователям участков для того чтобы:

  1. установить меньший размер земельного налога;
  2. определить меньшую выкупную цену земельного участка при его приобретении в
  3. собственность у органов местной власти;
  4. снизить размер платы при аренде земли;
  5. уменьшить имущественный налог на юрлиц;
  6. для других целей.

Массовая переоценка

Массовая оценка, проведенная в 2014 году, привела к тому, что в некоторых случаях кадастровая стоимость территорий в 5–10 раз превысила рыночную. Это привело к многочисленным судебным процессам. Они продолжаются и сейчас.
По итогам массовой переоценки в 2020 году разница цены рыночной и кадастровой может оказаться еще больше. Два переходных года предоставлены владельцам земли для наведения порядка с документами, установления справедливой кадастровой цены, снижения ее до рыночной величины через суд или Комиссию.
В 2018 году, согласно поправкам в законы, при налогообложении за основу принимают кадастровую стоимость, определенную на начало 2014 г. по итогам массовой оценки, или ее величину, уменьшенную по решению суда.

Налогообложение

Земельный налог в ряде регионов РФ с начала 2015 года исчисляется из цены земли по результатам кадастровой оценки. К началу 2020 года эта форма налогообложения будет введена во всех регионах. С января 2018 года налог земельный увеличен на 20% в сравнении с прошлым годом. В 2020 ставка, действующая в 2017 году, будет увеличена на 60%. В 2020 году будет одновременно проведена кадастровая переоценка земли и увеличен размер земельного налога. Новыми поправками действующего законодательства также уменьшены размеры налоговых вычетов, льгот, изменена формула расчета налога.

Для городов-субъектов РФ (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) сделано исключение: они вправе переоценивать земельные участки через каждые два года.

Кадастровая цена и ее оспаривание

Как изменится в 2020 году кадастровая цена земельных наделов? Чтобы это узнать, следует обратиться к действующим законам и судебной практике.
Принятыми №360-ФЗ от 03.07.2016 г (ст. 19) поправками в законы заморожена кадастровая цена земли на территории всех регионов с 01.01.2017 г. до 01.01.2020 г. Одновременно с поправками взамен №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» приняли закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступивший в действие 01.01. 2017. В нем указано, что кадастровой государственной оценкой под надзором Росреестра будут заниматься только независимые бюджетные учреждения.

Собственник участка при оспаривании его кадастровой цены вправе привлекать независимых оценщиков. Результаты независимой оценки рассматривает и утверждает суд или комиссия по рассмотрению споров при определении кадастровой цены объектов недвижимости (далее «Комиссия»). Она создана и действует в каждом регионе при управлении Росреестра. Физические лица вправе обращаться либо в Комиссию, либо сразу в суд. Органам власти необходимо пройти через досудебное рассмотрение дела Комиссией.
Казалось бы, исходя из этих законов, изменения кадастровой цены территорий до 2020 года не следует ожидать. Но органы власти заинтересованы в пересмотре кадастровой цены территорий в целях:

  • Регистрации прав на участки земли и сделок с ними, защиты прав землепользователей.
  • Точного определения размеров налогов, арендных платежей, сумм денежных компенсаций при изъятии у собственников земель для муниципальных нужд.
  • Поддержки рынка земли, ипотеки, ценных бумаг, фондового, привлечения инвестиций в регионы.
  • Оценки эффективности землепользования на территории, разработки генпланов развития городов и поселков, осуществления крупномасштабных проектов.
Читать еще:  Как прописаться в квартире, которая принадлежит вам и нет?

Причины изменения кадастровой цены

На вопрос будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2020 году, ответ неоднозначен. Он определяется тем, к какой категории разрешенного пользования относится территория, место ее расположения. Несмотря на введенный мораторий, переоценка земельных наделов в 2020 году может проводиться по инициативе собственников или администрации поселения. Владелец участка может, обратившись в Росреестр, инициировать переоценку в случаях:

  • если цену участка определяли в 2013 году, в 2020 требуется это делать снова.
  • неудовлетворенности итогами оценки, независимо от проведения массовой государственной переоценки.
  • изменения каких-либо характеристик участка.

По решению органов власти внеочередная переоценка может проводиться в случаях:

  1. изменения площади участка пи объединении его с другим;
  2. проведения межевания;
  3. изменения цели землепользования;
  4. ввода в эксплуатацию построенного объекта;
  5. развития инфраструктуры, повышающей спрос на землю: построенной дороги, подведенного электроснабжения, возведенных объектов соцкультбыта;
  6. изменения рыночных текущих цен.

Законом, принятым ГД РФ, власти Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга вправе через суд оспаривать кадастровую цену территории, если собственник, по их мнению, уменьшил ее умышленно через Комиссию до очень низкого значения, а земля не является муниципальной.
Иначе говоря, если владелец территории сочтет результат ее оценки высоким, обратится в Комиссию или сразу в суд и снизит кадастровую цену, администрация получит право оспаривать это решение через ту же Комиссию и суд.
По определению Конституционного суда РФ администрация муниципального образования имеет законное основание оспаривать решение Комиссии, когда переоценка проведена по обращению собственника. Муниципалитет теряет налоговые потоки в бюджет и заинтересован в их увеличении.
Владельцы земельных наделов на 2020 г. могут ожидать увеличения их кадастровой цены:

  • когда у администрации поселения появятся основания для плановой оценки,
  • если она через Комиссию или суд оспорит текущую стоимость,
  • появятся иные причины, такие как межевание, объединение участков, ввод в эксплуатацию новых объектов и т.д.

Собственник участка также имеет право изменить его кадастровую цену, подав в Росреестр заявление о ее пересмотре. Начинать эту процедуру следует в тех случаях, если есть серьезные основания для таких действий, а именно:

  1. использование недостоверных сведений об участке при определении его кадастровой стоимости;
  2. ошибки технические при внесении данных о цене и иных параметрах участка в реестр;
  3. кадастровая цена территории определена на ту же дату, что и рыночная, и они значительно отличаются.

Кадастровая стоимость в 2018 году

Кадастровая стоимость в 2018 году

В данной статье мы расскажем об изменениях в сфере оценки кадастровой стоимости в 2018 году и дадим ответы на следующие вопросы

  1. Что будет происходить в 2018 году в сфере кадастровой оценки?
  2. На что влияет изменение кадастровой стоимости?
  3. Как повысится налог на землю в 2018 году?
  4. Появится ли налог на недостроенные объекты недвижимости?
  5. Как изменится налог для коммерческой недвижимости?
  6. Каковы сроки рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости?
  7. Кто теперь будет устанавливать кадастровую стоимость?

Бесплатная консультация юриста:

В 2018 году ожидается значительное увеличение и расширение базы налогооблагаемых объектов недвижимости, что принесет налогоплательщикам дополнительную нагрузку. Первая волна массовой переоценки кадастровой стоимости уже подходит к концу — с 2014 года каждый объект недвижимости был оценен, а информация об объекте внесена в единый реестр.

Процесс массовой оценки кадастровой стоимости при его текущей системе имеет много недочетов, что нередко приводит к ошибкам в расчетах и превышению кадастровой стоимости относительно рыночной в 3-10 раз. В результате каждый год инициируется огромное количество судебных исков по оспариванию кадастровой стоимости.

Период с 2018 года по 2020 год — это переходный период, во время которого собственники недвижимости, арендаторы и другие заинтересованные лица могут привести юридические вопросы в порядок. Были внесены новые поправки в закон, согласно которым уже с начала 2017 года за основу для расчета налога взята кадастровая стоимость недвижимости.

Готовится новая волна переоценки кадастровой стоимости, которая теперь будет проводится новыми специализированными государственными учреждениями.

Бесплатная консультация юриста по оспариванию кадастровой стоимости по телефону: +7 (495)798-33-39, e-mail: info@iadvokat24.ru

На что влияет изменение кадастровой стоимости?

Согласно действующему закону кадастровая стоимость является основой для расчета:

  • Налога на имущество;
  • Выкупной стоимости недвижимости у государства;
  • Стоимости аренды недвижимости у государства.

Переоценка и изменение кадастровой стоимости, которое проводится по инициативе властей РФ, нацелено на определение максимальной оценки, которая во многих случаях превышает рыночную. Текущая ситуация приводит к завышению налога на имущество, переоценённой выкупной стоимости и ставки аренды недвижимости у государства.

Уже сейчас нередко кадастровая стоимость превышает рыночную в 3-10 раз, а к 2020 этот показатель может возрасти в 3-5 раз для некоторых объектов недвижимости.

Если Вы являетесь собственником недвижимости, либо арендуете или собираетесь выкупать недвижимость у государства, возможно, Вам следует оценить возможность снижения кадастровой стоимости, что может привести к существенной экономии.

За период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в судах РФ было открыто 7085 споров в отношении 12875 объектов недвижимости. По 92% объектов принято положительное решение о снижении кадастровой стоимости.

Еще статьи по теме «Кадастровая стоимость»:

  • Как узнать кадастровую стоимость?
  • Как снизить кадастровую стоимость?
  • Как оспорить решение Комиссии Росреестра и сэкономить на арендных платежах до 80%?
  • Оспаривание кадастровой стоимости.
  • Что делать, если кадастровую стоимость Вашего участка завысили?

Как повысится налог на землю в 2018 году?

Согласно последним поправкам в законе, с начала 2018 года налог на недвижимость увеличится на 20%, а к 2020 на 60% (Ежегодное увеличение на 20%). В полную силу эти поправки начнут работать совместно с процессом переоценки, исходя из новой кадастровой стоимости.

Новые поправки также изменят ставки, значения и правила формулы расчета земельного налога, что приведет к увеличению его размера. Кроме того, объектов недвижимости, облагающихся налогом, станет больше — уменьшится размер налоговых льгот и вычетов.

Теперь не облагаются налогом следующие объекты недвижимости следующих размеров:

  • 20 м2 для обычной квартиры;
  • 10 м2 для коммунальной жилой площади;
  • 50 м2 для частных домов.

Согласно последним опросам, более 30% жителей Москвы и Московской области может переехать дальше от центра из-за налога на недвижимость на основе кадастровой стоимости.

Появится ли налог на недостроенные объекты недвижимости?

Из Минфин ранее пояснили, что собственники любых недостроенных объектов недвижимости получат уведомления из ФНС. Таким образом начнет работать налог на недостроенную недвижимость. Формула и правила расчета не «недострои» будут аналогичны завершенному объекту недвижимости.

Чтобы своевременно выявлять недостроенные объекты недвижимости чиновники предлагают упростить процедуру постановки на учет и сделать ее обязательной для строящихся объектов свыше трех лет.

Как изменится налог для коммерческой недвижимости?

В 2018 году налог на недвижимость для юридических лиц будет изменен для объектов с оперативным или хозяйственным управлением. Такие изменения призваны повысить активность сдачи в аренду коммерческих помещений по повышенным расценкам. Все это окажет существенное влияние на рынок коммерческой недвижимости.

Для компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН) будет разработана новая методика расчета и выделена отдельная категория налога на недвижимость.

Новая кадастровая оценка и расчет налогов на ее основе может ударить по малому и среднему бизнесу. По предварительным расчетам размер налогов может увеличиться более, чем в 7 раз.

Кто теперь будет устанавливать кадастровую стоимость?

С 2018 года будет производится массовая «чистка» в сфере оценки недвижимости. Это связано с огромным количеством судебных исков в связи с некорректной оценкой кадастровой стоимости.
В период с 2014 года кадастровая стоимость рассчитывалась методами массовой оценки, что на практике не учитывало множество индивидуальных особенностей и привело к сильно искаженным результатам расчетов.

Согласно свежим поправкам к закону, с начала этого года за основу взята кадастровая стоимость, определённая на январь 2014 года или уменьшенная впоследствии через суд.

Создаются специализированные государственные учреждения, основная обязанность которых проводить оценку кадастровой стоимости без участия сторонних экспертов. Это учреждение также будет давать разъяснения по вопросам оценки стоимости объектов недвижимости и исправлять ошибки, ранее это делала комиссия.
Сообщается также, что контроль работы этой системы будет осуществлять Росреестр, а также будет создана общественная организация, целью которой станет объединить кадастровых оценщиков и экспертов.

Выводы: ожидания и реальность

В 2018 году ожидается множество многих изменений и нововведений, многие из которых вызывают опасения. Налоговая нагрузка на граждан и бизнес постепенно увеличивается, что является неприятной тенденцией. Хотя процесс повышения налогов имеет постепенный характер, но все же механизм его реализации плохо отработан.

Многих собственников недвижимости в этом году может ожидать изменение кадастровой стоимости, если у нового учреждения будут основания для проведение плановой переоценки или наличия оснований для этого, например: изменение площади земель, межевание, регистрация дома на участке и др.
Представители бюджетных учреждений будут заинтересованы в максимальной оценке недвижимости.

При грамотной подготовке к новой ситуации можно минимизировать налоговую нагрузку.
Одним из лучших способов подготовиться — это узнать текущую кадастровую стоимость Ваших объектов недвижимости, сравнить ее с рыночной, и, если она завышена, оспорить кадастровую стоимость недвижимости.

У Вас остались вопросы? Задайте Ваши вопросы нашим юристам по оспариванию кадастровой стоимости.
Первая консультация — бесплатно. Телефон: +7 (495)798-33-39, e-mail: info@iadvokat24.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector